Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня начало Страстей Господних. Под
кажущимся торжеством входа Господня в Иерусалим кроется
трагедия: Христос грядет в Святой Град, и встречают Его с
торжеством, ликуя, потому только, что не понимают, куда и для
чего Он идет. Он грядет в Святой Град, чтобы, наподобие древних
пророков, умереть. А люди встречают Его, потому что ожидают от
Него земной, временной победы; встречают Его как победителя,
потому что видят в Нем вождя, который их освободит от плена, от
рабства и даст их стране потерянную свободу. И когда люди
обнаружат, что Христос не для того пришел, что Он не призывает к
победе, а призывает к любви - они отвернутся от Него, за
исключением очень малого количества людей.
И вот в этом шуме победы и торжества
начинается то одиночество Христово, в которое Он заключается всё
больше и больше в течение грядущих дней. Всё, что Он делает,
понимается превратно. Ученики ожидают Его победы, сторонники
ждут поражения врагов, враги окружают Его лестью, стараясь
уловить в слове, а Он одиноко идет к Своей судьбе. Вот о чем
говорит нам сегодняшний праздник. Торжество, победа - да:
торжество Божие, победа Господня, но не там, где мы ее часто
ожидаем и видим.
Сейчас у нас еще три дня для того, чтобы
задуматься о себе. Службы первых трех дней седмицы говорят нам о
Евангельской повести и учат нас войти в себя с сокрушенным
сердцем. А со среды вечера уже нет времени и нет места думать о
себе, надо думать только о Христе. Надо смешаться с толпой,
которая Его окружает, и найти свое место в ней, и произнести над
собой суд, но не отрывая взора от Христа, так как что бы ни
случилось с нами - всё ничтожно по сравнению с тем, что
случается со Христом. Вот почему на Страстной неделе не служат
молебнов, не служат панихид, всё надо забыть, чтобы думать о
Христе, грядущем на Распятие.
Многие из вас, наверное, захотят
исповедоваться и причащаться. В среду будет совершаться служба
Соборования, после которой те, кто примет в ней участие и
получит разрешительную молитву, могут без дополнительной
исповеди причащаться и в Великий четверг, и за Пасхальной
заутреней. Но не отнеситесь к этому с легкостью, не подумайте,
что это вас избавляет от необходимости войти в себя, произнести
над собой суд, покаяться истинно. Соборование - служба покаяния,
сокрушения сердечного, исцеления души ради покаянной молитвы, и
всякий человек, который приступит без должного подготовления, не
вдумавшись в себя, не принеся покаяния Богу, приступит
безответственно и может приступить себе в суд или осуждение. Те
из вас, которые хотят исповедоваться, думайте о других. Пусть
те, которые исповедуются часто и обычно, - исповедуются в первые
дни седмицы и предоставят все остальные дни тем, которые
приезжают издали или долгое время не приступали к Таинствам,
чтобы у каждого человека было время исповедовать всю свою душу,
принести всё покаяние своей жизни, потому что каждый человек
имеет право это сделать, когда он становится перед судом
Господним. И когда вы ожидаете своей очереди на исповедь,
думайте не только о себе, но и молитесь о тех, которые
исповедуются, которые сейчас стоят перед Божиим судом, которые
могут уйти от этой исповеди обновленными или безжизненными.
Молитесь о них, соблюдайте молчание в церкви, потому что здесь
Живой Бог и здесь творится спасение людей.
Пусть Господь даст всем нам провести эти дни
в глубоком молчании внутреннем, в собранности, забывая всё, что
недостойно Бога, с тем, чтобы нам встретить торжество Пасхи
живым откликом души на радость, которая потрясла и небо и землю,
и ад сокрушила. Аминь. |