Подготовительные чтения к конференции «Церковь – Богочеловеческое общество»

06.06.2011

Прот. Владимир Архипов
ЦЕРКОВЬ И МИР

Я хочу предложить вам свои размышления и надеюсь, что они не идут вразрез с мнением Церкви. Я не собираюсь критиковать и говорить о недостатках или болезнях церкви. Бессмысленно и мучительно, да и все давно сказано еще Христом: «горе вам книжники, фарисеи, лицемеры и т.д.».

Для себя я определяю цель своего выступления – уточнение понимания какую Церковь и для чего создал Христос, что ждет Он от Своей Церкви в сегодняшнем мире, что можно сделать и какими средствами, чтобы Церковь земная оставалась и Церковью небесной, и, наконец, что из себя представляет сегодняшний мир, в котором Церковь должна исполнить волю своего Создателя.

Слова, которые сказаны Христом о Церкви, мире и человеке умещаются на нескольких страницах и решают все вопросы жизни земной и вечной. Толкования и комментарии к ним, обсуждения и многочисленные чтения не умещаются в сотни тысяч томов. Роль их не однозначна. Могут привести ко Христу, могут запутать в частностях, а могут и увести от Него. Они могут обучить основам и вершинам знаний о православной вере и Церкви миллионы детей и взрослых, но для рождения самой веры, как личного познания Христа, их явно недостаточно. Печатные труды различного толка и уровня будут изливаться на книжные полки и лавки нескончаемым потоком до Страшного суда. А на том суде могут стать для многих авторов и читателей серьезной проблемой, «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37).

Поэтому счастлив тот, чью душу затронут слова так, что в ней отзовется, заиграет струна живой веры, живых отношений с Богом. Но для этого нужно сердце, готовое отворить дверь, в которую стучит Христос. Чтобы сердце отозвалось, Господь использует любую возможность. Церковь земная далеко не всегда здесь играет главную роль. Если в ней слишком много духа человеческого в ущерб Божьему, то она отпугивает или даже надолго отвращает того, кто ищет Бога. Отпугивает до тех пор, пока Сам Господь не выйдет на встречу человеку. Тем более, что Сам Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Когда же встреча со Христом состоится, то Он вводит Свое новое чадо в ту Церковь, которая собственно и является Церковью – Его живое Тело. И земная, тогда ему уже не страшна. Человек принимает ее новыми глазами. Он видит Божие присутствие там, где раньше видел только немощи человеческие и начинает чувствовать, что Господь доверяет ему соработничество в созидании Тела Христова. Сознание этого доверия пробуждает и преображает человека к новой жизни, стержнем которой становится любовь и верность к Богу. Теперь появляется та вера, которой можно двигать горы. Но раз Церковь по замыслу Христа не призвана быть еще одним общественным институтом в интересах кесаря или религиозных нужд народа, то выход один – в ней должен быть живой Бог. И Он должен в ней присутствовать таким образом, чтобы никакие изгибы человеческого рассудка не смогли ее уничтожить.

Бог нашел единственно возможный выход – воплотившийся, распятый и воскресший Сын Божий. Отныне Церковь не будет человеческим, земным образованием, хотя и создана для людей и на вере людей, и осуществление замысла ее Создателя тоже доверено людям. Но жива она будет Самим Христом и Духом Его, а не человеческой силой и властью. «Бог поставил Христа главою Церкви, которая есть тело Его» (Еф.1:23). Только это позволит ей противостоять человеческому усердию, как по ее уничтожению, так и по земному процветанию.

Всем известны слова апостола Павла об отношении к Церкви, как Телу Христову: «Все мы одним Духом крестились в одно тело. И вы тело Христово, а порознь – члены». И это положение не просто богословское и абстрактное, оно самое, что ни на есть реальное и существенное для понимания основания, на котором строится православная Церковь. Это имеет принципиальное и практическое значение, как для каждого в отдельности, так и для всего организма в целом. Принятие в себя на глубинном уровне только одной этой аксиомы формирует не просто глубокое катехизическое воцерковление, но и устойчивое цельное сознание верующего. Является залогом цельной свободной, любящей личности. Владыка Антоний говорит о ключевом понимании сути Христовой Церкви: «Церковь не просто общество, она – живое Тело, и Тело одновременно и равно Божественное и человеческое. Церковь, в которую мы верим, носит всех нас, обнимает нас всех, но она также и вмещает присутствие Бога. …В пределах этой Церкви веет Дух, Его животворный порыв, Он научает Церковь всякой Истине и изменяет ее, преображает ее по образу Христа…».

Я заострил внимание на Евангельском понимании Церкви, потому что увидел в этом ответ на многие актуальные вопросы, как для части мира, вошедшей в ограду Церкви, так и, для вопрошающей и ожидающей войти. Для тех, кто ощущает себя членом единого тела Церковного приходит понимание, что церковная ограда это вовсе не перегородка между «овцами и козлищами». Духовная причастность к Церкви не дает основания делить мир на «мы и они», на своих и чужих. Меч, который принес Христос в мир разделить сына и отца, мать и дочь не противоречит воле Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

Войти в Церковь и стать Церковью, оказывается, означает войти в мир, быть для него светом, но оставаться не от мира сего. Апостол Павел на своем опыте познал, как может и должна практически действовать Церковь в мире: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: <…> Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19, 22). Так понимает роль и место Церкви в мире апостол. Но не все крещенные с ним солидарны. Для многих, особенно для маститых ветеранов мирян и клира восприятие Церкви как тела Христова может постепенно изгладиться из подсознания и остаться только, как элемент катехизации или школьного богословия. Тогда вполне естественно может родиться ощущение не только заслуженно заработанного приглашения на брачный пир, но и права его распорядителя – кого впускать, а кого отсылать в область «где плач и скрежет зубов». Если возникает такое ощущение избранности в сравнении с другими, еще не привитыми или отломившимися от лозы, то это верный знак не привитой ветви к телу лозы. Каждый в свое время является дикой засыхающей ветвью, и Церковь предназначена привить нас к живой Лозе. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Для внешних или для тех, кто считает себя таковыми, восприятие Церкви как тела Христова, а не как самодовольной и самоуверенной партии спасенных тоже может оказаться решающим фактором. Такой взгляд может освободить от искаженных представлений о Церкви, рожденных неудачным свидетельством ее представителей. За это, конечно, ответственна Церковь, ибо ей открыл Господь Свое видение мира и отношение к нему.

Митрополит Антоний, как всегда точен: «взаимоотношение между Церковью и миром может быть подобно лишь взаимоотношению Бога и мира и всякий раз, когда Церковь занимает по отношению к миру положение иное, чем положение Христа, она изменяет своему призванию». Казалось бы, странные вещи говорит владыка. Ему можно было бы ответить: Когда это было, чтобы Церковь относилась к миру иначе, чем Христос. В больницы и хосписы ходит, тюрьмы и армию посещает, голодных кормит, бездомных и раздетых одевает и конечно, с именем Христа на устах. Так было во все времена. Святые Пантелеимон, Косьма и Дамиан лечили, святитель Николай благотворил, да еще, правда, защищал от несправедливого суда правителей, митрополит Филипп печаловался о неправедно осужденных, доктор Гааз посвятил свою жизнь заключенным. Это важный и естественный вид деятельного присутствия Церкви в мире. И все же это только часть ее миссии в мире.

Господь хочет от нее большего. Чтобы люди, благодаря ей, узнали и поверили, что «не хлебом одним будет жив человек», чтобы захотели и научились «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол. 3:2). Он хочет, чтобы мир искал Бога, не потому что пять тысяч насытились 5-ю хлебами, и не для того, чтобы Он избавил от неправедной власти. Иисус повелевает Своей Церкви проповедовать Царство Божие, и так, чтобы люди сами устремились на поиски его, чтобы вкусив нового вина, не захотели старого. Господь послал в мир Свою Церковь не для решения социальных или государственных задач. Она не предназначена быть вечным грехосжигающим конвейером, чтобы мир с «чистой совестью» мог поставлять новые партии греха и глупости.

Вопрос о взаимоотношении Церкви Христовой и мира стоял уже при жизни Христа. Он изначально знал, что мир не встретит Его, а затем и Его учеников взаимопониманием. «В мире был, … и мир Его не познал. К Своим пришел и свои Его не приняли» (Ин. 1:9). Более того, «а тем, кто принял», и получил «власть быть чадами Божьими», Он не обещает безоблачное благополучие. Напротив – «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20).

Добрый Пастырь открывает Своим ученикам, что избрал и призвал их не для приятных богословских бесед или решения их бытовых или социальных проблем. Он не отделяет их от страдающего мира, но готовит быть светом и солью для него. И как знак высшего доверия, пошлет их в мир «как овец среди волков». Но тогда они уже будут не рыбаками, но апостолами, ибо в тот миг узнают Его в себе живого, поймут, что Он остался с ними, как обещал. Теперь все события и слова недавнего прошлого апостолы вспомнят и поймут новым умом и новым сердцем. Когда действует Дух, душа слышит и понимает Бога. Апостолы ощутили, как оживают призывы и слова Иисуса о каждом из них и о всех вместе, как едином целом во главе с Учителем.

Мир, который они знали из опыта своей частной жизни, вдруг открылся совершенно в новом свете и смысле. Он перестал для них быть чужим и непонятным. Теперь рыбаки уразумели, какими «ловцами человеков» их хочет сделать Иисус. Апостолы узнали то новое море, куда им предстоит закидывать новые сети.

Все они были членами Церкви своего народа, жившей верою в единого Бога, ожидавшей Мессию, свято чтившей закон Моисея. Но теперь им открылось, о какой Церкви говорил Иисус Симону-Петру. О Церкви Самого Мессии, но умалившего себя, отвергнутого, но великого смирением, по человечески бесславного, но Богом прославленного, пораженного, но победившего, распятого но воскресшего.

Такое невозможно понять логикой и разумом, можно только узнать опытом любви. По словам митрополита Антония: «Церковь должна быть так же бессильна, как Бог». А поскольку ее главой будет не человек, пусть даже самый достойный, а Сам Христос, то «врата ада не одолеют ее». И через эту Церковь Он будет стучаться в сердца людей, чтобы кто имеет уши услышать – услышал. Иисус постепенно вел своих учеников к пониманию их миссии в мире через новую Церковь. Главное, что Он пытался до них донести, что они не назначаются властвующими иерархами, но служителями, не учителями нравственности, а свидетелями об Истине, обо всем, что видели и слышали, будучи с Иисусом. Он создает живой организм, единое тело, которое призвано являть миру не правила хорошего поведения, не внешние признаки принадлежности Церкви, а непобедимую силу жертвенной любви Божией.

Он открывает Свой замысел об их дальнейшем служении: «Вы же свидетели сему» (Лк. 24:48). И значит, вся миссия Церкви свидетельствовать миру обо всем, что Сын Божий открыл ученикам. Для тех, кого призывает Господь на любое поприще служения людям в церкви – будь то мирянин или патриарх звучат слова Иисуса к Петру: «любишь ли Меня – паси овец Моих» (Ин. 21:17). Только в таком духе позволяет Господь приближаться к Его овцам.

Церковь, которая нам доверена, – не наша, она Его. Ее назначение свидетельствовать о Воскресшем Иисусе, о спасающей милости, о надежде для любого заблудшего. Он примером показал, каково место Его Церкви в мире, умыв ноги Своим ученикам. Когда мы чувствуем, что взаимоотношения церкви и мира далеки от первоначального Божьего замысла, и внутри рождается горечь и недоумение, тот нет ничего целительнее слов Писания: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). Главное чтобы Он не был поруган тобою лично.

Повторюсь, что главное основание и содержание тех отношений, которые Церковь должна предлагать миру – свидетельство о таком Христе, который Сам Себя явил, а не Того, которого рисует человеческое языческое воображение, или временная историческая ситуация. Уже во времена первых апостолов возникало много кривотолков о Христе. Он это чувствовал и спрашивал учеников: «за кого Меня почитают». Поэтому и апостолы обращают внимание, что их проповедь – свидетельство из первых уст: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Петр. 1:16). «О том, что мы видели и слышали возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами. А наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3). Казалось бы кончился век апостолов, которые были со Христом и свидетельство должно прекратиться. Но оно продолжается и не мертвой исторической памятью, а живым присутствием Христа в сердце тех, кто последовал за Ним, как первые апостолы.

Теперь несколько слов о том, как я вижу сегодняшний мир, в котором живет и действует Церковь.

Во-первых, какие бы социальные и общечеловеческие катастрофы мир не переживал, в какие бы богоборческие и человеконенавистнические бездны он не опускался, Сын Божий по-прежнему берет на Себя его грехи, и ждет его возвращения, как любимого блудного сына. Это вновь не отвлеченное рассуждение для доклада, а основание для практического восстановления отношений мира и Бога. Не только человеку, но и всему сообществу важно принять в сознание, есть к Кому возвращаться и Кому говорить «прости».

Во-вторых, Церковь должна помнить не только, что «мир во зле лежит», но и что «Вся тварь совокупно стенает и мучится и с надеждою ожидает откровения сынов Божиих».

А тому, что мир, страдая от собственной удаленности от Бога, в глубине души ждет и надеется найти выход из долгого и темного туннеля, есть достаточно много подтверждений. Этот туннель в обиходе называется наша обычная будничная жизнь.

Приведу один пример, на мой взгляд достаточно красноречивый. В этом году в плане реализации некоторых церковных программ мне выпал жребий идти в училище –технический колледж, или в старой транскрипции ПТУ или техникум. По всей видимости, кем-то предполагалось охватить ребят 17 – 23 лет разговорами о Боге, вере, Церкви. Очевидно, в развитие основ православной веры. Почему «очевидно» и почему «предполагалось» – потому что никакой конкретной программы, мне, слава Богу, не было предложено. И в этом я очень благодарен нашей церкви. Я шел именно в тот мир, о котором мы говорим, среди которого существует Церковь, к которому она послана. Я знал только одно – что многие организации уже настроены настороженно по отношению к активности Церкви. Долго велись переговоры о первой встрече, Наконец, она состоялась сначала с директором и его заместителями. Действительно они встретили меня довольно настороженно, хотя директор что-то про меня слышала. И как они мне вскоре признались, были полны страхов, что священник прямо с порога начнет разговоры о Боге, Церкви, грехах, покаянии, постах и т.п. Когда я их немного успокоил, что у меня другие планы и другое видение цели моего присутствия, они допустили меня до ребят. После первой встречи со студентами, директор успокоилась и очень хотела, чтобы встречи состоялись для всех курсов и всех групп. За полгода это удалось. Я каждый раз приходил к ребятам с новой темой разговора, впрямую не касающихся вопросов веры, церкви, нравственности, грехов. Я даже не старался отвечать на запросы учителей и директора – поговорить о хорошем поведении, о дисциплине или о морали. Нам удалось обсудить несколько тем, на мой взгляд ключевых для любого человека, тем более для молодежи из не очень благополучных семей. Как оказалось им интересно было говорить со священником о страхах, которые живут в людях, о любви и уважении к самому себе, о ценности человеческой личности, о различного рода связях между людьми – дружбе, приятельстве, знакомстве, любви, о смысле жизни. Мы вели с ними человеческий разговор на человеческие темы человеческим языком. В конце года почти пол-училища пришло к нам в Церковь, и мы вместе смотрели фильм о детском мире – жестоком и добром. Поскольку меня за полгода не выгнали, а ждут в следующем году, есть надежда, что Церковь и мир лучше узнают друг друга. Без этого затруднительно дело проповеди Христа. Мне кажется, церковь должна идти к сердцу человека, пробуждая в нем все лучшее, что заложено Богом, но закрылось перед лицом зла мира. Возможно, косвенным результатом общения стало то, что молодой мир начал задумываться, что Церковь и Бог верят в него, ценят и уважают его свободу, хотя о Церкви и Боге не было сказано ни одного слова.

Схожий результат мне показался в таких свободных беседах с будущими мамами в женской консультации. Да, представляете, Церковь даже туда добралась.

Для того, чтобы лучше понять какое место может, а какое не должна занимать Церковь в каждый исторический момент времени можно попытаться увидеть какие силы и каким образом пытаются определить ее место.

Во-первых, во все времена периодически появляются правящие силы, которые либо хотят не оставить ей никакого места и стереть с лица земли, либо определить ее как часть государственной машины. Придать ей уровень какого-либо комитета или министерства. Нечто подобное было в Византии, при Петре 1-ом, при И. Грозном, во времена Романовых. Даже Сталин пытался ею воспользоваться во время войны. В более благополучные и близкие времена ее активно направляют на разные участки государственной политики.

Во-вторых, с большим напором пытается назначить ей место сам мир во всем своем многообразии – социальном, культурном, национальном, языческом, научном. Каждый сектор общества – от домохозяек до депутатов со всевозможным ответвлениями пытается определять какой должна быть Церковь, какую роль ей можно доверить или возложить, на что она имеет право, а на что нет. Каждая партия пытается с ней заигрывать или делать ее своим союзником или аппелировать к ее авторитету в народных массах.

Возникает ситуация, при которой Церковь идет на поводу потребительского и языческого к ней отношения в надежде, что когда-нибудь придет время, созреет мир или родится новый и вот тогда можно будет нести новому миру слово Божие. Но новый народ и новый мир почему-то задерживаются.

Нельзя сбрасывать со счетов еще одну силу, влияющую на реальное место Церкви в мире и противодействующую Божественному замыслу. Сила это известная, хотя мы о ней по понятным причинам говорим неохотно. Это сила тьмы, умело и хитро манипулирующая всеми возможностями, которые предоставляет ей мир людей.

Таким образом, чтобы Церковь держалась места, которое ей отводит Бог, она должна очень хорошо представлять мир и не ошибаться в понимании сил, противодействующих ей.

И наконец, о действии церкви в мире.

Программ и видов деятельности сейчас множество. Важно в них не запутаться и не потерять свое место и свое лицо в огромном потоке общечеловеческих проблем, которые не призвана решать Церковь.

Ведь, прежде всего, она должна слушать своего Создателя во всех своих контактах с миром и с каждой человеческой личностью. Про себя она должна помнить, какую Церковь Христос не принимает и какую благословляет. Иначе она становится просто одним из социальных направлений, обслуживающий мир. Третьего не дано.

Церковь на любом уровне, приходском или епархиальном, может и должна быть духовным камертоном, ярким, понятным, достоверным присутствием в ней Христа.

Не будучи образцом духовности и святости в смысле практической жизни, она может быть небом на земле, светом во тьме, несогласием со злом мира ее. И если бы эта позиция звучала отчетливо и своевременно мир начал бы к ней поворачиваться. Я сознательно не перечисляю известные формы социальной работы Церкви в мире, потому что это ее первые, очевидные и самые простые шаги, которые не подлежат сомнению в их необходимости.

Мне кажется, Церковь уже должна обретать власть не государственную и административную, а власть слова, даруемую Духом Святым, власть слова наполненного уважением к достоинству человека и любовью к нему. Такое слово приходит свыше и обладает силой пленять и воспламенять сердца. Такому слову будет верить и покоряться мир.

От Церкви должен звучать призыв любви и доверия к человеку для возрождения забытых Божьих даров, по которым тоскует мир и каждый человек. Церковь в разное историческое время может находить разные формы своего бытия в мире, но всегда должна решаться главная задача – свидетельство о личности Христа, об Его отношении к человеку, к Его пониманию главного содержания жизни.

Мне кажется, мы не должны забывать, что в Церкви постоянно присутствует Святой Дух, и поэтому ее членам не дано отдаваться своей склонности к стагнации и отказу от духа творчества и свободы. Церковь призвана к вечному обновлению в Святом Духе, о чем мы молимся за Литургией. Тогда она сможет быть подобна постоянно действующей мастерской по реставрации и обновлению основных даров врученных человеку. А главный из них – уникальная ценность человеческой личности, которая открыта Богом через Христа, и которую мир и сам человек низвел в ничто. Я настаиваю на том, что пока этой археологической раскопкой, реставраций мы не займемся, человек не услышит голос Божий, не поверит, что Бог его любит, не поверит в себя и в то, что в него верит Бог.

Действие Церкви в мире – это ответственность за состояние мира, за искаженное понимание Церкви, за наполнение Христовой Церкви духом язычества, за искаженную направленность главных векторов духовности верующего, за отторжение и скепсис многих ищущих Бога.

Действие ее в мире – это умение и готовность помочь людям дать ответ о своем уповании, уметь в свете Евангельской правды и достоверности ответить на вопросы со стороны мира о зле и добре, о справедливости, о страдании человека и Божьем милосердии, о болезни и смерти. Ответы должны всегда даваться только как результат живого опыта для конкретной ситуации, для конкретного состояния вопрошающего.

Одно из главных действий Церкви в мире – пробудить в душах людей тот росток веры, который в нем посеян, обратить взор человека в сторону Истины, открыть в человеке путь к Небу, к которому каждый стремиться пусть и подсознательно. В том и задача Церкви, не подавляя свободу и личный выбор каждого, находить такой язык и форму, чтобы в любой группе людей, в любой среде, для любого возраста и культуры, не умаляя святость Истины, вывести каждого на свой путь к Богу.

Закончу еще одним примером известным и доступным каждому – домостроительство малой церковной общины на всех тех принципах, которые здесь прозвучали. Потребуется много времени, чтобы, в конце концов, люди научились свободе, самостоятельному мышлению, вере в себя как Богом созданную, ценную и любимую им личность. Малая приходская община, объединенная Христом, способна быть в мире, и не только выжить, но и изменить его. Практика показывает, что изменение и преображение человека и малого мира возможно, но только, если набраться терпения на долгий исход из собственного Египта, каждый день, разбивая рукотворные идолы, и возвращаясь к единственному имени, которым спасается всякая тварь.

Думаю на этом можно закончить.

Москва, июнь, 2011 г.


Электронная библиотека
"Митрополит Сурожский Антоний"

Биография
| Избранные творения Конференция | Новости | Аудиозаписи


© 2002 Metropolitan Anthony of Sourozh Foundation

Электронная библиотека "Митрополит Антоний Сурожский"
Интернет -магазин книг митрополита Антония Сурожского (Book Shop)
 Друзья Фонда на Facebook

/ Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100