5-я международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского


ИСТИНА И РЕАЛЬНОСТЬ

Б.А. Воскресенский

Досточтимые отцы !
Братья и сестры, христиане!
Дамы и господа!

Прежде всего позвольте поблагодарить за эту возможность выступить.

В текстах м. Антония размышления о вере часто соседствуют с упоминаниями о двух других важных для нас сегодня категориях – реальность (предмет моего выступления) и внутренне связанная с ней истина.

Владыка подчеркивает, что в современном мире реальность жизни и вера в Бога как в источник гармонии (думаю, здесь можно сказать истины) далеко не всегда совпадают.

Но если мы видим только очевидное, низменное, то многое в церковной жизни, даже Евхаристия может представляться чуть ли не кощунством, богохульством: цитата «Мне кажется, Церковь может сказать: благодарим тебя, Господи, за все, что Ты творишь, только если она совершенно реально верой и внутренним опытом уже видит свершение, завершение всего……..Если мы не видим уже теперь завершения всего в Боге, если мы видим только ряд событий, страдание, ужас, зло настоящего времени, мы не можем принести акт благодарения, совершить Евхаристию» конец цитаты . То есть мы нисколько не приближаемся к Истине.

Итак, оказываются возможными разные точки зрения, из чего становится понятным расхождение истины (Бога) и – реальности.

Повторю - М. А. подчеркивает, что истина и реальность не идентичны, но взаимосвязаны.

Цитата «Реальность – это все, что есть, знаемое нами или незнаемое, это и познанное, и тайна Бога и творения. Истина - это та ЧАСТИЦА реальности которую мы познали и выразили» , ( конец цитаты- выделено мною). Но и истина как таковая обладает разной степенью полноты.

В связи с этим он приводит мысль Григория Паламы: цитата «все, что мы говорим о Боге в соответствии с Его собственным откровением может являться предельной истиной для земли, но это не есть полная истина для Бога» конец цитаты

Но и сама реальность может выступать в разных формах и мерах.

Вот примеры этих расхождений между реальностью и формами ее выражения, приводимые м. А. : – икона не есть Бог, слово (в том числе и о Боге) не есть Бог.

Это многообразие реальности требует различать, говорит м.А, мир в библейском смысле слова- внецерковный и Церковь. Именно у Церкви ви*дение Божие. Это различение, повторим, не только необходимо, но и неизбежно. В одном из текстов Владыки находим ссылку на Александра Блока, сказавшего – невозможно одновременно вслушиваться в звуки мира и звуки вечности .

Но как же тогда обрести духовную полноту (здесь мы подразумеваем и полноту охвата реальности и полноту истины?). И как проверить достоверность? Реальность строится на основе опыта . Но опыт преходящ, он тускнеет. Мы знаем, что существует Божественный свет и Божественный мрак (=невидимая реальность), что возможное состояние прелести.

Опыт и многообразен - «Мы можем делать разные вещи с переживанием Его присутствия» говорит м. А. .

«Читай Евангелие и ставь перед собой вопрос – что здесь на самом деле сказано», - когда-то наставлял Андрея Блума отец. Вопрос бесконечно сложный. Так, например, вслед за отцом Сергием Булгаковым, Владыка определяет первые разделы Ветхого Завета – не как «точное описание в исторических терминах того, что происходило до падения, а как метаисторию».

Но в чем же тогда следует усматривать реальность? Ведь подобная много - значность может порождать сомнение в существовании истины. Казалось бы, сомнение разрушительно, расшатывает веру, размывает реальность, почти отрицает истину. Но Владыка во многих своих текстах благожелательно отзывается о сомнении и неуверенности – этими переживаниями мы не согрешаем . Это упоминание о сомнении подводит нас (точнее - подводит митрополита Антония) к тезису, что вера может быть совершенной для данного этапа нашей духовной жизни, но «неполной и несовершенной, если оценивать вчерашнюю веру с точки зрения сегодняшнего опыта или в конце жизни подводить итоги всего пройденного пути» . Поэтому не нужно бояться сказать в определенный момент: цитаты из разных текстов «Господи, мне казалось, что я понимаю, теперь я перестал понимать. Что мне делать?» «Если ты засомневался, значит ты перерос свои знания, не Божью реальность, а те представления, которые у тебя о ней сложились» . «Все может - и должно быть - поставлено под вопрос, не потому чтобы мы ставили под вопрос Бога, человека или взаимоотношения, но потому что в каждый момент Бог требует от нас более глубокого понимания и более животрепещущего отношения с Ним» конец цитирования .

И теперь нам становится вполне понятным утверждение Владыки «реальность может быть выражена статически или динамически» То есть необходимо говорить о становлении веры, развитии христианского сознания, психики человека.

Но опыт познания Бога может быть неполным, Не все слова, не всех молитв соответствуют моему опыту, я не все могу повторить.

Мы вызваны из небытия и в нашем сознании сосуществуют мир полусвета и полутьмы

Лишь постепенно происходит сближение истины и реальности, познание Бога.

Реальность Бога – это его активное участие в нашей внутренней жизни. Цитата «Человек открыл для себя реальность Бога через то, что Бог делает с людьми» конец цитаты

Цитата:

«….Истина – не что-то, установленное раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это ЖИВАЯ, цитаты из М.А. Через веру реальность и истина совпадают, хотя бы в недосягаемом для отдельного человека, для большинства из нас пределе. (моя формулировка)

Позвольте подойти к этому совпадению истины и реальности, быть может, с несколько неожиданной стороны, пользуясь идеями психологии, лингвистики, культурологии. Эти науки полагают, что в первоначальной глубине психики (соотв. человеческой истории) переживание, слово, понятие и объект материального мира оказываются в определенном смысле одним и тем же: «… значения могут выступать перед субъектом как в качестве объектов его сознания, так и в качестве способов и «механизмов осознания» подчеркивает один из ведущих отечественных психологов Александр Шамильевич Тхостов (в монографии «Психология телесности» ). Причем эти структуры «скорее чувствуются, чем понимаются, - их осознание носит интуитивный характер» (там же). И у митрополита Антония читаем :цитата «на какой-то глубине мысль и ее воплощение совпадают, становятся одно» конец цитаты.

Для наглядности приведем пример нашей коллеги доцента А.Я. Басовой. Маленькая девочка, успешно овладевающая речью и делающая первые шаги в чтении, была поражена тем, что мама, сидящая рядом, и слово «мама» (в книге, в тетради) – это «одно и то же». Ситуация станет еще более выразительной и многогранной, если мы предусмотрим, что эта «мама» может быть произнесена и написана на самых разных языках.

Вот это же суждение, представленное в поэтической форме человеком, которого не слушать нельзя:

«…наша мысль со светом предметов слита,
Мысль наша силе простых вещей осталась верна,
И если столько их нам до сих пор не открыто,
Значит наша мысль еще не завершена»
Кароль Войтыла

Это тождество подводит нас к антиномичности мышления, веры – мы должны вместить и одну и другую форму реальности, только тогда реальность станет истиной, а вера укрепится .Это и будет многогранность реальности, одновременно пребывающей в глубинах бытия и на вершинах веры.

Для человека верующего, для христианина она выступит, частности, в таких актах и состояниях христианской жизни как

Евхаристия
Крещение
Мистические переживания
И многих другие

Остановимся на некоторых из них .

Евхаристия.

Митрополит Антоний, утверждает реальность пресуществления (2 125) - превращения хлеба и вина в Литургии (позвольте напомнить размышления о ней, прозвучавшие в начале настоящего сообщения) (2 132). цитата «Этот хлеб и вино, да, стали Телом и Кровью Христовыми, но при этом непостижимо остались собой, освященными, преображенными, ставшими уже теперь тайной будущего века» конец цитаты (2-134).

Во втором томе «Трудов» мы находим разъяснение, что эта акция является воспроизведением реальной Тайной Вечери, а не интеллектуальным воспоминанием об однократном событии. Это событие «находится в вечности, а не просто во времени», - подчеркивает Владыка.

Такое же антиномное сосуществование профанного и Та*инственного усматривается Владыкой и в акте Крещения:

Цитата «…когда мы приходим к крещению, мы погружаемся в воды, которые литургически освящаются благодатью Святого Духа и делаются водами Иорданскими, то есть водами, в которые Христос погрузился, очистив их от всякого зла, от всякой нечистотвы, и эти воды могут нас приобщить к той чистоте, которая превышает нашу чистоту и превышает чистоту обычных вод» конец цитаты.

Продолжим наши сопоставления:

В книге Сергея Сергеевича Хоружего «К феноменологии аскезы» читаем: «… отцы неизменно подчеркивают, что Обожение, соединение с Богом сохраняет идентичность человеческой личности, ее самотождество и самосознание: человек не остается таким же, но он остается собою» (выделено автором0.

Вот, думается, очевидные разъяснения этого тезиса, могущего показаться слишком умозрительным: Вспоминая о своих прошлых, давних-предавних грехах, человек задает себе вопрос – а сейчас я бы поступил так же?-НЕТ Я переродился. – (пример, приводимый митрополитом Антонием. .

А вот его замечание о людях в церкви «с ними что- то происходило».

И его же: ученики, хоть и видели Христа, радовались Его воскресению, но не изменились. «И только позже, когда Святой Дух сошел на учеников, они изменились настолько, что в любых обстоятельствах всякий узнавал в них Божьих служителей».

Эта «двойственная» (Б.В) реальность относится не только к земной жизни, но и к по-житейски трагичным ситуациям смерти близких. Так, рассказывая о прощании с умершей матерью, Владыка заключает: «…в нашем отношении к усопшему мы должны найти равновесие между принятием реальности и уверенностью веры, между видением тления и уверенностью в вечной жизни, между любовью к месту, где покоятся останки любимого тела, и уверенностью, что связь, общение продолжается на всю вечность в Боге.» ( Жизнь. Болезнь. Смерть. Фонд «Христианская жизнь» Клин 2001. с. 103).

Рискну привести также отрывок из Иосифа Бродского:

Мать говорит Христу:
-Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?

Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть мертв или жив?

Он говорит в ответ:
-Мертвый или живой,
Разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.
Натюрморт с. 319 т. 1

Взаимоотношения телесно-материальной и духовной реальности (наверное, стилистически недопустимо выразиться – реальностей, а, может быть, в эпоху постмодернизма и вполне нормально) с предельной четкостью сформулировал Николай Александрович Бердяев (которого Владыка не раз упоминает в своих текстах):

«Реальность духовного мира и реальность Бога не соответствуют никакой реальности душевных переживаний и мыслей. Реальность духовного мира и реальность Бога есть и является не в соответствии и сопоставлении, а в себе самой как реальность иного качества. И реальность несоизмеримо большая, чем чувства и мысли душевного мира, чем явления мира природного. Лишь в душевном опыте и прикрепленном к нему мышлении можно спрашивать о соответствии реальности, можно искать доказательства существования Бога и духовной жизни. В духовном опыте такой вопрос невозможен. Духовный опыт и есть сама духовная жизнь, сама реальность духа, сама реальность Божественного. В духовной жизни явлены сами духовные реальности, и потому не может быть вопроса о соответствии реальности тому, что в духовной жизни раскрывается. В духовном мире опыту не соответствуют предметные реальности, но сам опыт духовный и есть реальность высшего порядка. Духовная жизнь не есть отражение какой-либо реальности, она есть сама реальность. Нельзя спрашивать о том, соответствует ли опыту великих святых, великих мистиков, людей высшей духовной жизни какая-либо реальность. Это душевный, натуралистический, наивно-реалистический, а недуховный вопрос. Духовный опыт святых, мистиков, людей высшей духовной жизни - есть сама реальность, само явление и обнаружение Духа и Бога. Дух есть, духовная жизнь явлена и обнаружена. Это первичный факт, он непосредственно усматривается, а не доказывается». Конец цитаты («Философия свободного духа» с. 27-28 М. Республика).

Приближаясь к концу выступления, кратко повторю его основные этапы-положения:

1. Реальность и истина находятся в непростых взаимоотношениях. Они взаимосвязаны, но связаны НЕпрямолинейно, не вытекают с неизбежностью друг из друга.

2. Реальность выступает в разных формах, по-разному на отдельных этапах жизненного -соответственно - духовного пути человека.

3. В глубинах, в началах человеческого бытия объект=предмет=материальная реальность и слово –реальность нематериальная совпадают

4. В последующей истории они разделяются на духовное (священное) и земное (профанное).

5. В человеческом сознании, в психики они сопряжены, сосуществуют.

6. Вера делает эту антиномию созидательной и , так сказать, обеспечивает движение от реальности к истине, приводя в идеале, наверное недостижимом, к их совпадению.

Для наглядности предложу некий, наверное, неожиданный образ для разъяснения этих соотношений. Он заимствован мною из гештальпсихологии и многим, конечно, известен. Это рисунок - целостная конструкция - фигура и фон. При разной настройке внимания, разной установке на первый план выходит то одно, то другое. Процесс этого взаимодействия направляется верой. В итоге (теоретическом) фигура и фон = реальность и истина сольются в христианском единстве. А вот более близкий, и поэтому, наверное, более убедительный для нас «Образ чаши в «Троице» Андрея Рублева» -репродукция заимстована мною изкниги второй «Мост через бездну» Паолы Волковой (20013).

Думаю, что это созерцание-восхождение можно проиллюстрировать и поэтическими строками, воспроизводящими одну из самых значимых ситуаций в Священной Истории.

Поэма И. Бродского «Авраам и Исаак». Авраам на пути к месту жертвоприношения, рассматривает облако и воспринимает его как куст, затем обращает внимание на реальный куст на холме и открывает в них обоих самые разные объекты (или предметы) и смыслы.

БРОДСКИЙ

Внезапно Авраам увидел куст

……………………………… По сути дела куст похож на все.

На тень шатра, на грозный взрыв, на ризу,
На дельты рек, на луч, на колесо –
Но только ось его придется книзу.
С ладонью сходен, сходен с плотью всей.
При беглом взгляде ленты вен мелькают.
С народом сходен – весь его рассей,
Но он со свистом вновь свой ряд смыкает.
С ладонью сходен, сходен с сотней рук.
(Со всею плотью – нет в нем только речи,
Но тот же рост, но тот же мир вокруг.)
……………………………………………..

Кто? Куст, Что? Куст. В нем больше нет корней.
В нем сами буквы больше слова, шире.
«К» с веткой схоже, «У» - еще сильней.
Лишь «С» и «Т» в другом каком-то мире.

……………………………………………..

Что ж «С» и «Т» - а Куст пронзает хмарь.
Что ж «С» и «Т» - все ветви рвутся в танец.
Но вот он понял: «Т» - алтарь, алтарь,
А «С» на нем лежит, как в путах агнец.
Так вот что КУСТ: К, У, и С, и Т.
Порывы ветра резко ветви кренят
Во все концы, но встреча им в кресте.
Где буква «Т» все пять одна заменит.
Не только «С» придется там уснуть,
Не только «У» делиться после снами.
Лишь верхней планке стоит соскользнуть,
не буква «Т» - а тотчас КРЕСТ пред нами.
И ветви – видит он – длинней, длинней.
И вот они его в себя прияли.
Земля блестит – и он плывет над ней.
Горит звезда…
На самом деле – дали
Рассвет уже окрасил в желтый цвет… (конец цитаты)

Порадуемся тому, что и нам может открыться - хоть чуть-чуть – свет веры.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



© 2002 Metropolitan Anthony of Sourozh Foundation

Электронная библиотека "Митрополит Антоний Сурожский"
Интернет -магазин книг митрополита Антония Сурожского (Book Shop)
 Друзья Фонда на Facebook

/ Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100