5-я международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского

Марина Юрьевна Правдолюбова (Гусь-Железный, Россия)

На пути к самому себе

ВСТУПЛЕНИЕ.

1.Вл.Антоний «вошел» в жизнь нашего семейства,благодаря семье Рещиковых – Вере Александровне,первой переводчице на русский язык трудов Вл. Ник.Лосского и,особенно,Ирине Георгиевне,преподавательнице хорового дирижирования училища им.Гнесиных.Как известно,семья Рещиковых дружила с Владыкой,с тех времен, когда он был еще врачом Андреем Блюмом.

Ирина Георгиевна часто приезжала к нам домой,когда мы жили в Москве.Она была первой,кто приехал к нам на приход в Рязанской области.

Как-то раз Ирина Георгиевна сказала,что постоянно навещать наше семейство ей велел Владыка.»Он знает о вас и молится за вас»,- сказала она.

Так пролегла незримая ниточка связи с Владыкой.

2.Этот небольшой доклад я постаралась сделать,максимально используя непосредственно высказывания Владыки; мне было интересно использовать побольше его цитат –

Тех,что задели за живое,тронули больше всего…

Мой скромный труд – выражение благодарности Владыке и всем людям,через которых мы познакомились с Владыкой, -

За его» незримое присутствие» в нашей жизни.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «БЫТЬ,А НЕ КАЗАТЬСЯ».

1.Уникальность личности Владыки Антония,его непохожесть.

«Красота же…и красота человеческой личности..неразрывно связана с истиной,которая,в свою очередь,есть неистребимая реальность Бога и того,в чем действует Бог.»

Вл. упоминает мысль Св Ефрема Сирина:

«…когда Бог творит человека,Он вкладывает в сердцевину его существа все Царство Божие, и задача жизни заключается в том,чтобы копать,копать,пока не дойдешь до той глубины,где находится этот клад.»

Как же мы видим обычно в нашей жизни?

По словам ап.Павла, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло..»,и ,по словам Вл., пытаясь увидеть человеческую личность, « …мы не видим ее всю,мы схватываем лишь что-то из этой личности…

 

2.»Тело,дух,душа: целостность человеческой личности».

«В своем индивидуальном бывании»,пишет Вл., «мы обладаем телом.душой,духом,и каждый из этих элементов имеет свое место и свою роль,существенную роль в нашем становлении персонами «(личностями).

Влад.Ник.Лосский,замечает Вл.,наряду с другими богословами подчеркивает тот факт,что «с богословской точки зрения,естьбольшая разница между понятиями «личность»или «персона» и понятием «индивид».

«Индивид – это результат дробления.

Вспомним Ветхий Завет,говорит Вл.:»….изначально был сотворен человек(и этого мнения придерживаются некоторые Св Отцы)….Адам,взятый от земли,созданный из персти земной,…содержал в себе все возможности человека;не имел пола,был как бы «всечеловеком».

Далее мы помним,что «Бог разделил одно существо на два»,но подчеркивает Вл.,»они находились в полном единстве»

Вл.Антоний придерживается той точки зрения,что в еврейском тексте употреблено наиболее точное слово,передающее суть верно: слово,которое одинаково в мужском и женском роде – иш и иша. «Она – женская часть меня, я – ее мужская часть.»

Вл.приводит интересное высказывание Св.Мефодия Патарского:»Адам смотрит на Еву и говорит: она – мой alter ego, другой – я сам», указывая этим на» полное,радикальное отличие и одновременно тождество.»

После падения,когда они отпали от Бога, «пропала сила,связывавшая их воедино»,как подчеркивает Вл.»они стали разбитой парой».

И тут вступает понятие индивида.

Как мы знаем, «со временем,понятие индивида будет расти и усугубляться,становясь все более разрушительным.» «Мы все индивиды в той мере,в какой чужды друг другу,разделены от Бога и потеряли внутреннюю цельность.»

Персона или личность.

«С другой стороны,мы говорим о личности или персоне,и это слово надо понимать верно.Значение этого слова следует понимать как человеческое существо,рассматриваемое как единая и полная реальность…,но не просто как человеческое существо,достигшее цельности…,но как существо,достигшее своей глубинной сущности…»

Т.е.в нашем разделенном теле (индивидуме)» каждый отдельный член имеет таинственную сердцевину,которую определяет имя, -имя,которое ведомо только Богу и тому,кто получает это имя.» И «в этом выражена единственность этого человека».

«Мы несем святыню в разбитых сосудах»,по слову ап Павла,и это «очень ясный образ индивида и личности внутри Церкви и жизни мира в целом».

Вл. останавливается и на еще очень интересном моменте в понимании слов личность и персона.

Персона в латиноязычном мире обозначало «маску»,»личину» актера. И здесь открывается еще одна сторона вопроса,который нас интересует.

Я имею в виду способность личности к игре( не в смысле гибкости и эмоциональной пластичности),а в смысле лжи,раздвоения,ношения маскиактерства в самом худшем и трагическом смысле этого слова.

Позвольте здесь мне, вспомнить,впрочем, всем известного талантливейшего шведского режиссера Ингмара Бергмана и его фильм - «Персона».Этот фильм - прекрасная иллюстрация того, как прекрасна может быть душа человека в своих исканиях смысла жизни, правды,любви..и каким горьким и трагичным для человека бывает ношение маски; какую дорогую цену он платит за желание « не быть, а казаться»; трагизм же заключается в том, что за выдуманным образом «себя самого» постепенно умирает реальность, способность человека к настоящей жизни.

3.Центральная тема богословия Вл. Антония – тема встречи.

А) « с живым Христом,радости об этой встрече,живым ощущением присутствия Спасителя…

О Боге ничего нельзя сказать на словах,Его бытие нельзя доказать.

Но Его можно встретить – и в этом величайшее чудо христианства.»

 

Б) Но есть и другой род встречи: это встреча человека с самим собой.

 

«Казалось бы,каждый из нас прекрасно знает самого себя.в самих себе нам «не с кем встречаться».

Но на самом деле,в каждом из нас,в каждом человеке есть глубины,куда он боится заглянуть,разлад,которого он страшится».

«Остаться с самим собой,- продолжает Вл.,- одна из самых страшных вещей,которая может случиться с человеком,если он делает это не по собственному почину,а только по необходимости».

«Встречаясь с Богом,человек неизбежно выходит в новое измерение,когда перед ним открываются и собственные греховные глубины,о которых он раньше и не знал».

Вл.приводит стихотворение Кольцова:

«Поздний колокол,звучащий над равниною большою,

Прогреми над сердцем спящим,над коснеющей душею.

Звоном долгим,похоронным,вопрошающе - прощальным

Прозвучи над сердцем сонным,безнадежно - беспечальным!

Может быть,оно проснется и стряхнет с себя забвенье,

И,быть может,содрогнется на мгновенье,на мгновенье…»

«…уже много лет теперь….,- продолжает Вл.,его поражает то,что «как бы непроходимой гранью,стеной непробитной внутри нас самих,между нами и жизнью,между нами простором,свободой и радостью стоит сам человек,заграждая себе путь.

Потому что большей частью все внимание каждого из нас обращено на самого себя…»

«Я сам,я,я – все время..»И так было с начала времен,поэтому первым условием развития человека,человеческой личности Христос ставит отречение от себя.»

«Если кто хочет по Мне идти,да отвержется себя,да возьмет крест свой и да грядет по Мне»(Мф.16:24).

«Большей частью мы думаем,что отречься от себя – значит устроить себе жизнь,лишенную радостей;жизнь,где все является жертвой;где ничего не остается,что может согреть сердце,ум озарить» - но это не так!

«Ведь то «я»,от которого нам велено отречься и которое стоит непроходимой преградой между полнотой жизни и мной, - это не все «я».

«Это какой-то поверхностный мелкий человек,заслоняющий собой весь горизонт; не дающий мне самому быть тем большим человеком,которым каждый из нас мог бы быть и стать.»

«Отвергнуть себя – это первым делом понять,что сосредоточить всю свою жизнь на этом мелком человеке,каким мы являемся часто в повседневности,равносильно тому,чтобы свести жизнь к размерам,почти тюремной узости,в которой только и можно задохнуться».

Часто мы понимаем,»как нам скучно с самими собой,а другим – невыразимо скучно с нами» - и по-другому и не может быть, ведь «мы видим часто только самого себя»,»склоняем слово «я» во всех падежах»,»сводим все только к тому,что для меня – отрада,для меня – страх,для меня – горе,для меня-скука».

«И вот первое,чему мы должны учиться,это – при всех обстоятельствах,- себе сказать: отойди в сторону,дай мне вглядываться вдаль,в простор,в глубину!»

«В этой большой,широкой,глубокой жизни и я найду себе место,но жизнь во мне может не найти места;

Человек может влиться в жизнь,но всю жизнь ограничить собой нельзя».

Вл. приводит пример:

«Одна женщина…рассказывала о своей жизни,какие трудности у нее были,остановилась перед кустом колючек и говорит:»Вот вся жизнь!» - а за этим кустом весь простор южного берега Франции: горы,а за горами широкое море,все облитое солнцем,все сияющее летним светом.»

«И я помню,- продолжает Вл.,- как я ей сказал:»Вот так Вы на жизнь и смотрите – только на этот колючий куст,и никогда Вам не пришло в голову посмотреть через этот куст или мимо него на всю даль,в которой Вы живете,на всю эту необозримую красоту.»

Александр Ельчанинов подобную жизнь,направленную на себя,или «уткнувшись в себя самого»(выражение Вл.),сравнивает со «стружкой,которая свернулась вокруг собственной пустоты»».

 

В) Встреча с человеком.

Третий род встречи – это » встреча с конкретным человеком,с ближним,которого Бог послал тебе навстречу.»

Как же расправить эту стружку,разомкнуть этот порочный круг эгоцентризма?

Как отвечает на этот вопрос Вл.? –

«Откроюсь,выгляну в окошко,посмотрю вдаль,обращу внимание на другие существа,на жизнь,не сводя их к себе,а с настоящим живым интересом к другому или к другим…»

«Люди есть,события есть,есть свет Божий,есть книги – глубокие,содержательные,есть столько всего,что может оживить душу,но при одном условии:перенести наше внимание на то,что мы делаем;на то,что мы видим;на то,что мы слышим;на того человека,с которым мы имеем дело,-а не на самого себя..»

«И поставить себе вопрос: для кого я могу быть таким ближним,который приносит не смерть,а жизнь;который вносит в чужую жизнь не безнадежность,не тяжесть,не безрадостное настроение,а ласку,свет,тепло?»

Поэтому «задача всякого христианина заключается в том,чтобы выйти из скорлупы безразличия,чтобы увидеть и услышать другого человека».

По-другому сказать,»научиться смотреть с целью увидеть,слушать с целью услышать».

«Это нелегко дается,это часто страшит». И «часто это означает – связаться с судьбой человека.

А для того,чтобы таким образом встретить человека,надо преодолеть в себе себялюбивый страх,что спокойная жизнь может вдруг стать неспокойной из-за того,что боль ближнего войдет в нашу жизнь.»

И,продолжает Вл.,»нужно,наконец,преодолеть страх перед другим человеком – страх перед тем,что и ближний заглянет в наши глаза,когда мы заглянем в его глаза.»

 

Встреча с человеком,как замечает Вл..приносит часто нам боль и страдание:

«…всякий человек,который в жизнь другого захочет внести хоть искру света или каплю добра,непременно должен за это поплатиться:не искать отзвука,отклика,не искать благодарности,не искать ничего,кроме дивного,Богом данного случая,Богом данной возможности – человеку,которого сотворил Бог,которого Бог любит, - сделать что-то доброе,быть на его пути благодатью Божией…»

Человек,воспитывающий в себе живое и отзывчивое сердце,как подчеркивает Вл.,должен иметь очень много мужества и решительности.

Вл. сравнивает сердце с музыкальным инструментом: «струны в нем звучат богато,но надо быть готовым к тому,что иногда эти струны и стонать будут,и разорвутся с болезненным криком; и тогда приходится их восстанавливать, и тогда из самой боли,из самого страдания вырастает новая чуткость,более глубокая и более самоотверженная.»

 

4 « Найти ключ от собственного сердца». Внутренняя устойчивость.

Внутренний мир,устойчивость,состояние равновесия – то,что дает нам возможность мыслить и действовать, - всегда составляет предмет всеобщего искания,интереса и цели,устремления.

« С т.зр.Отцов Церкви, внутренний мир и устойчивость – это и первичное условие,и в то же время, цель и вершина внутренней жизни.»

Вл. определяет это как «способ найти абсолютную точку опоры не только для своей личной жизни,но и для всей окружающей жизни,для жизни вообще.»

Св. Отцами этот внутренний мир воспринимается как «динамичный,бодрый,радостный,живой покой всех сил души и тела».

Вл. приводит мысль св.Феофана Затворника о человеке,который нашел Бога и нашел эту устойчивость через молитву и в молитве:

« тело и ум,тело и душа как бы уподобляется струне скрипки,настроенной на верную ноту; не перетянутая и не ослабленная.Если она недостаточно натянута,она не издаст никакого звука.Если,напротив,она слишком натянута,она лопнет от первого же прикосновения.»

Вл. говорит о «внутрепребывании» - слово Вл. – как о « напряженном равновесии»,которое содержит в себе «все возможности отозваться музыкально,дать богатый отзвук на прикосновение благодати».

Это «внутрепребывание» - не есть самонаблюдение,не самоуглубление и вовсе не обращенность к себе, - как замечает Вл. – и бывает гораздо глубже просто психологического уровня,- это «внутрепребывание» «уходит в то,что св .Отцы называют - сердцем человека, где творится тайна присутствия Божия,где человек – лицом к лицу с Богом».

Вл. приводит мысли Алексиса Карреля из книги «L Homme cet Inconnu» «Человек Неизвестный»,где автор делает попытку определить границы человеческой личности,как далеко простирается личность человека, - и приходит к выводу,что «только святые отцы живут «под собственной кожей» или внутри себя – большинство же живут, « как бы щупальцами выбрасываясь наружу»,т.е. все мы «тянем свои щупальцы направо и налево к разным предметам…»

Вл. говорит о том, что часто люди,как только думают,что чем-то обладают – сразу делаются «пленниками этого обладания».Он приводит любопытный пример:

«Если я возьму часы в руку и зажму их в руке,у меня больше нет руки;возьму и в другую руку предмет,и я стану совсем безруким. А если я сделаю то же самое сердцем и умом,я могу сделаться пленником всех своих богатств».

5. «Усилие высвобождения». Внутренняя свобода.

Вл. заключает: «…очень редки те,кто живет внутренне, кто свободен,потому что не прилип ни к чему…»

«Подлинно же свобода»,по мысли Вл., означает быть самостоятельным,тем кто ты есть на самом деле»;

по слову свт.Иоанна Златоуста – «найти ключ от своего сердца» и найдя этот ключ, ты «увидишь,что это ключ в Царство Божие».

Вл. уточняет говоря,что «человек призван к борьбе …к усилию высвобождения»,то есть к «борьбе,которая направлена на то,чтобы дать нам устойчивость,внутреннюю независимость и внутренний мир.»

Это и есть,подчеркивает Вл.» нищета духовная( первая заповедь блаженства), и это и есть свобода,которую»приходится завоевывать с боем»,

Но без этого «мы навсегда останемся пленниками,которые воображают себе,что двигаются свободно,а,на самом деле,их держат десятки и десятки незаметных нитей,и наш интерес к реальности и жизни вокруг нас основан совсем не на глубинном интересе и вовлечённости , а часто на «поверхностном любопытстве,поверхностном знании,своеобразном духовно – душевном туризме…»

А) Вера, уверенность,верность.

Вл. обращает наше внимание на то,что слова вера,уверенность,верность имеют один корень, и так пишет:

« И верность,родившаяся из веры –верность и вера – одного корня;

Верность,основанная на вере, и является элементом устойчивости».

Вл. очень интересно иллюстрирует свою мысль примером из венчания:

Выбор жениха и невесты – « это чудо веры» или уверенности в невидимом, ведь «это чудо обнаружения личности ,видение другого человека таким,каким его еще никто не видел;видение того,что в другом принадлежит подлинности вечносте,славе…».

«Характерная ситуация, - продолжает Вл., -…пока молодой человек не полюбил единственную, он окружен молодыми людьми и девушками. Но в тот момент,когда он обнаружил ту,которую любит есть Она и есть люди вокруг. Появляется центр тяжести,и возникает внутренняя собранность».

«Фактор устойчивости в области сердечных чувств и составляет понятие - верность.»(верность в дружбе,супружеская верность, верность обязательствам, монашеским обетам и т.д)

Пока, заключает Вл., « в нашем сердце нет точки равновесия, нет главной привязанности,пока нет центра,вокруг которого все может упорядочиться,мы не сможем найти никакого внутреннего единства,никакой устойчивости и никакого мира».

Б).Вера в человека. Любовь к самому себе. Вера в самого себя.

« Дьявол всегда будет стремиться,чтобы привести нас в состояние беспокойства,внутреннего смятения»…,навязывая нам чувства,обращающие нас на самих себя и отделяющие нас от Бога : особенно страх, ненависть и проч.

«Страх есть состояние рабства, плена», - продолжает Вл.

Проблема состоит еще и в том,что,как подчеркивает Вл., - « мы почти постоянно живем, - реагируя, - и почти никогда не действуем сами.» То есть,продолжает он, - «действия нет, есть противодействие».

Это,в свою очередь указывает на то,что « наша жизнь – не самостоятельный свет; что мы живем отраженной жизнью;

Мы живем,словно лужа воды,отражающая солнечный свет. Свет попадает на нее – она полна блеска,но достаточно лучу света переместиться,чтобы осталась всего лишь темная лужа».

Для того чтобы изменить это положение вещей, если мы не хотим терять внутреннего мира и устойчивости, «надо, - как считает Вл.,, - научиться действовать - изнутри наружу, чтобы нас не определяли постоянно внешние события, большие или малые..»

 

Мы можем найти в Евангелии, в словах Спасителя, очень важную заповедь.

Это заповедь о том,что мы должны любить ближнего,как самого себя.

Это подразумевает, что мы себя самих должны любить, - как подчеркивает Вл.

«Потому что,если мы не сумели себя любить, - продолжает Вл., - мы не сумеем любить кого бы то ни было». «Жизнь,опыт показывает, что мы можем одарить других только тем доверием, которое способны дать себе, и т.д. Мы можем дать только то,что у нас есть.

И если у нас нет определенного отношения к себе…без уважения к себе..мы других не уважаем; без любви к себе(правильно понятой) мы не можем любить других.»

Конечно,надо понять, - продолжает Вл., - « что такое эта любовь к себе»:

«Это не любовь хищного зверя, который считает, что все вокруг существует для него,который рассматривает любого человека,как добычу…а все обстоятельстватолько с точки зрения своей выгоды,удовольствия…»

«Любовь к себе – что-то гораздо большее: …когда кого – нибудь любишь, желаешь ему добра; чем больше любишь, тем большее добро ему желаешь…мы желаем любимым самого высокого,самого светлого,самого радостного…;желаем им вырасти в такую меру,чтобы радость их была великая,чтобы в них была полнота жизни..»

«Вот с этой точки зрения надо уметь и себя любить», - заключает Вл.

«Одна вещь нам очень мешает любить себя, - считает Вл., - это то,что некоторые вещи в нас самих нам противны….от некоторых вещей нам делается стыдно.»

Если мы хотим начать любить себя творчески, так, чтобы стать действительно человеком в полном смысле этого слова, осуществить все свои возможности, мы должны принять - хотя бы предварительно – все,что в нас есть, не разбирая, что нам кажется хорошим или привлекательным, а просто все, без остатка».

«В нас есть свойства, которые неприглядны, но в данное время не могут быть заменены ничем.

Человек,который труслив,с радостью назовет свою трусость - кротостью и смирением. Ни в коем случае нельзя ему дать это сделать. И когда у нас самих есть это поползновение перекраситься, назвать трусость смирением, назвать жадность любовью, надо остановиться и сказать: «Нет, не лги ! Будь правдив! Потому что то,чем ты являешься, - настоящий человек, а то фальшивый образ, который ты стараешься создать о себе – сплошная ложь, такого нет…а ты настоящий, которым ты являешься,который тебе,возможно,даже очень не нравится, может измениться к лучшему».

«Мы должны относиться к себе,как художник относится к материалу: принимать в учет все свойства этого материала и на основании этого решать,что можно сделать….не отвергая в себе ничего,,трезво,смиренно принимая себя,какой он есть, должен одновременно иметь высокое представление о Человеке, о том,чем он должен стать,чем он должен быть».

«…нужна готовность бороться,готовность побеждать,готовность творить ту красоту, котору он задумал и в которую поверил».

«Художник,кроме понимания своего материала и представления о том,что он хочет сделать, должен еще развить в себе и упорство, и любовь к труду, и технические способности, и дисциплину…когда все силы собраны воедино..»

«Подвигом,вдохновением,упорным трудом строится человек…человек должен себя так любить,так ценить,так уважать свое достоинство человеческое,чтобы понимать: нет такого усилия,которое не стоило бы приложить для того,чтобы стать достойным своего человеческого призвания».

 

 

 

 

«Подлинная вера человека в себя – это не самоуверенность, но вера в непобедимую динамику жизни, имя которой, в конечном итоге, - Бог.»

«Вера в человека, в самого себя – это вера в то,что во мне, в каждом человеке есть непобедимая динамика( движение и становление) и

Что единственное,что может помешать этой динамике вырасти в реальность, - это моя трусость,моя нерешительность, но никак не окружающие меня обстоятельства….»,

Соответственно,… «обстоятельства же…какие бы они ни были сложные…являются только поводом к тому, чтобы эта внутренняя, творческая динамика себя выразила по-новому….выразила именно себя и ничто другое.»

Пока жив человек, нельзя терять надежду, что этот источник в нас есть, что, по словам Вл., пусть «источник занесло песком»,но – «журчит вода под песком живой и светлой струей..» и «все возможности могут стать реальностью»,как считает Вл., «в одно мгновение… человек может стать внутренне тем человеком, о котором каждый из нас мечтал».

« Каждый из нас когда – то мечтал о свете, о чистоте, о глубине, о любви, о какой-то прозрачности души, о бесстрашной смелости во имя правды, Бога и человека» - все это возможно, продолжает Вл., нужно только « вернуться не в пространство,а в глубину».

Вернуться, по слову Спасителя, в свою Галилею, в свое прошлое: вернуться к «весне своей жизни», в «сердцевину своей жизни» - тогда «можно снова начать жить».

Но жить не значит переживать, - замечает Вл. – и «вернуться в сердцевину жизни означает вернуться туда,где слово - любовь – означает ликующую отдачу себя Богу и людям». «А это,может быть, сделано и просто только сиянием любви из сердца, из глаз, любовью слова, молитвы, заботы, …ласковой любовью.»

«Вспомнить светлое и поверить –не только в Бога, но и в себя,поверить, все возможно».

 

В) «Дорожите временем,потому что дни лукавы». О времени.

Вопрос времени « больше,чем что либо другое ставит нас в положение неустойчивости», - замечает Вл.

«Время движется,оно бежит, - продолжает он, - а мы постоянно воображаем,будто надо бежать за ним вдогонку…тогда как оно мчится нам навстречу».

«Нам очень важно, - считает Вл., - научиться «справляться со временем», научиться «жить во времени», вместо того, чтобы «гнаться за ним, или наблюдать,как оно ускользает».

В Послании ап.Павла «мы постоянно слышим предупреждение и призыв дорожить временем,ибо дни лукавы,в смысле обманчивы…»

Так и есть, - продолжает Вл., - «время как будто лежит перед нами без границ…каждое мгновение нам кажется,что за ним следует иное мгновение, что времени впереди еще много…»

В своей жизни мы все «стараемся сохранять огонь, крепость тела, живость ума, непреклонность воли и забываем,что все это со временем может от нас уйти...»

«Одного же от нас никто не сможет отнять – живое сердце.»

Вл. приводит стихотворение Виктора Гюго:

Тот возвращается к первичному истоку,

Кто в вечность устремлен от преходящих дней,

Горит огонь в очах у молодых людей,

Но льется ровный свет из старческого ока».

Время бежит, жизнь бежит, и со временем « может погаснуть тот огонь,которым мы так легко увлекаемся…..но есть такой свет,который время не может погасить:

это свет сердца любящего, нежного, ласкового – сердца, умудренного жизнью».

Однако, замечает Вл., - « об этом сердце мы меньше всего и заботимся, даем ему стать холодным, окаменеть, мы даем ему стать темным и прогоркнуть.»

«Время бежит, - повторяет Вл., - но что же остается намИ сам отвечает:

« Сердце, потому что плод жизни - любовь и благодарность.»

Итак, как же нам «поймать» время, не «упустить» время и не пережить трагичности слова – поздно ?, - рассуждает Вл.

Ответ предлагается устами ребенка: Вл. приводит нам удивительный рассказ о мудреце, который решил ответить на три важных вопроса и не смог.

Вопросы эти: Кто самый значительный человек на свете? Какой самый важный момент в жизни? Какой самый важный поступок человек может совершить?

Мудрец затруднялся ответить, но девочка, которой, как замечает Вл., «земная мудрость не закрыла глаза на совершенную простоту вещей», легко справляется с этими вопросами.

« Самый важное время, - говорит она, - это теперешнее мгновение, ведь прошлого больше нет,а будущее еще не наступило»;

« Самый важный человек – это тот, с которым ты сейчас находишься, ведь другого же нет.»

«А самый важный поступок – сделать – в это – мгновение и - для этого – человека самое лучшее, что можешь».

И Вл. предупреждает нас об особенном трагизме слова - поздно -, вспоминая мысль Достоевского, который считал, что ад определяется, в частности, и словом – поздно.

 

Г). « Таковых Царство Небесное – тех, кто стал как дети.»

И в конце концов, « если человек сумел жить не напрасно,не безумно, он остается только с тем, с чем он и родился : со своей беспомощностью, своей доверчивостью, своей любовью, своей благодарностью».

« первое и последнее, зачаток и последний итог жизни – это то,что доступно и малому ребенку, и ветхому старику» - ведь сказано, что

«Если не будете,как дети, не войдете в Царствие Небесное».

Вл. отмечает: « Ребенок доверчив до конца; он верит в любовь, именно поэтому ему не страшно. А когда он чего – нибудь испугается, он опять – таки верит, что в своей беззащитности, беспомощности он непременно найдет любовь, которая его защитит: мать или отца, которые его поднимут, возьмут на руки».

«…а как умеет ребенок радоваться! Как умеет смеяться! Как он благодарен за дар жизни и за все,что жизнь ему дает.»

Мы должны научиться, - продолжает Вл. – « не невинности, которая делает ребенка бесстрашным»…, но той «опытности, которая нас учит видеть вещи, какие они есть; видеть человека, какой он есть, и – однако, - верить во все, на все надеяться иметь любовь, которая никогда не перестает, по словам ап. Павла.»

« Вот этот строй ребенка, - заключает Вл., - который изначально дается потом теряется в течение жизни….мы и должны приобрести».

На своем опыте испытал и словом выразил все это прп. Серафим Саровский. Его мысли приводит Вл.:

« итог жизни – благодарность. Единственное конечное содержание жизни - любовь; все остальное – пройдет».

«Если у нас нет любви, - подводит итог Вл., - то у нас нет ни понимания людей, ни понимания Бога, ни понимания жизни»; ведь « объективное, холодное понимание ума – не есть понимание: жизнь, поступки,людей, их строй можно разложить умом на составные части, но понять - нельзя».

 

 

 

 

6. «Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…»

Эти замечательные строки А.С.Пушкина вспоминаются всегда, когда задумываешься о том, кто я в этом мире и кто был до меня, какова моя генетическая связь, кем были мои предки,как они жили - и этот вопрос интересен и сокровенен для любого человека. Этот интерес предваряет связь времен,поколений; в этом простирается понятие духовной почвы каждого человека.

Мне,как и многим сейчас, пришлось заниматься историей своих предков, долго и ,порой, безуспешно сидеть в архивах и рыться, рыться, в надежде найти,хоть какую – то зацепку, какую-то деталь, которая смогла бы пролить свет на прошлое…

И что удивительно! Даже просто интерес,размышления, уж не говоря о молитве( я имею в виду церковный помин) – поразительно влияют на процесс поиска предков. Непонятно откуда появляются люди, воспоминания,невероятные встречи и т.д… - и пошла раскручиваться ниточка..и ты, порой, действительно, находишь «»иголку в стоге сена».

Это,конечно,не совпадение. Это реальное чудо, это богословие и реальность, это близость ушедших людей к нам, близость наших реальностей и зримое доказательство, что время только наша земная категория…

Что же говорит об этом Вл.?

«Человек не является как бы отдельной бусинкой,нанизанной в ожерелье. Мы все являемся продолжением предыдущих родов; наследуем добро и зло;

Каждое поколение передает следующему то,чего оно достигло; и то,чего оно достигнуть не смогло».

 

Но, как подчеркивает Вл., « то,как мы живем,не безразлично для наших предков» и,как считает Вл., - « мы можем их потопить,но мы можем их и вознести; и в этом громадная надежда».

В связи с этим, хотелось бы обобщить эту мысль,подчеркнув, что в нашей теперешней сложной реальности особенно важно правильное понимание и воспитание понятия любви к Родине, исправления трагических ошибок русской интеллигенции,исходя из опыта 19 и 20 вв.;

Как подчеркивает Вл., - « плакаться недостаточно, признавать свою вину недостаточно – надо исправить свой путь».

Особенно хотелось бы это отнести к настоящему воцерковлению русской интеллигенции, к способности нести ответственность за свой народ, к восстановлению понятий честь и достоинство и ,исходя из этого, гражданская позиция в самом лучшем смысле этого слова.

Во многих своих трудах Вл. проводит такую мысль :

« нам людям,оказавшимся в 20-егг. в эмиграции, был по-новому дарован Бог. Отрезанные от Родины, отделенные от всего,что любили, чужие на чужой стороне, лишние и нежеланные – мы открыли не «Бога величественных соборов» и «господствующей» Церкви – а того «смиренного Господа,Который стал человеком…Бога уязвимого,побежденного,битого,мучимого,оплеванного,позорно распятого..», который, как продолжает Вл., - «с нами может пойти в самую бездну нашего горя..»

 

 

 

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Св. Ириней Лионский говорит: «слава Божия – это до конца совершенный человек»;

Путь к самому себе – это, по слову Вл.Антония, - путь к « настоящему, живому человеку, человеку, который является живым образом Спасителя Христа, соединенный с Богом неразлучно и отдающий себя безвозвратно на служение другим людям..и это и есть «их царственная свобода».

«Вот и призвание наше: где темно – мы должны быть светом;

Где веры нет – мы должны принести уверенность веры;

Где надежды больше нет – мы должны сиять надеждой,когда,казалось бы,надеяться невозможно;

Где гаснет любовь – мы должны быть непобедимой любовью!»

 

 



© 2002 Metropolitan Anthony of Sourozh Foundation

Электронная библиотека "Митрополит Антоний Сурожский"
Интернет -магазин книг митрополита Антония Сурожского (Book Shop)
 Друзья Фонда на Facebook

/ Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100