5-я международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского

«Бог реален. Так же реален, как мы с вами. Он ищет Себе друзей и надо постараться стать другом Божиим». Митрополит Антоний Сурожский 

Фредерика де Грааф (Москва, Россия)

" к вам есть следующий вопрос: До какой степени Христос для нас является реальным другом, и веруем ли мы, что он после —своей смерти воскрес и что он живой как мы с вами?

Тема нашей конференции: богословие и реальность. тема интересна, но стоит заметить, что Владыка Антоний считал, что как раз богословие может мешать познать реальность живого Христа, которого мы можем познать только в глубоком общении с Ним, в молитве, в молчании и в конечном итоге в созерцании.

Об этой реальности, о Его присутствии, реальности воскресшего Христа, - наша с вами беседа.

Я выбрала эту тему так как во встречах с разными людьми оказывалось, что именно ощущение живого Христа в нашей жизни часто не хватает (так часто слышится слово ´надоª). Мне хотелось, чтобы беседа с вами была началом серьезного обсуждения и пересматривания нашего отношения ко Христу и нашей жизни в Церкви.

Сам Владыка Антоний глубоко жил Воскресением Христовым и этой радостью. В каждой пасхальной ночи, мне казалось, что он сам воскресал, что было видно особенно в последние несколько десятков лет его жизни – когда по старости и болезни у него сил почти не было (он сам был на кресте). Но в пасхальную ночь он всегда поразительным образом оживал – для него события Воскресения Христова после его креста, после его распятия, было настоящей реальностью.

Цитирую Владыку Антония по поводу Воскресения Христа: ´Воскресение Христа – такая же историческая реальность, как и Его смерть на кресте… Воскресение Христа – единственное, неповторимое событие, которое принадлежит равно прошлому и настоящему.

Прошлому – как исторический факт, как событие во времени, в жизни тех, кто знал Христа. Но оно принадлежит и каждому дню, потому что Христос однажды воскреснув, жив вечно, и каждый может знать Его, и пока мы его лично не знаем, мы еще не знаем, что значит быть христианамиª.

И в другом месте Владыка Антоний говорит именно про радость связанную со Христом: ´Мы тоже должны опытно познать радость Воскресения, но это возможно, только есть сначала мы познаем трагедию креста.

Для того, чтобы возродиться, мы должны умереть, умереть для связывающей нас самости, для наших страхов, для всего того6 что делает мир столь узким, холодным, бедным, жестоким.

"мереть, чтобы наши души могли жить, могли радоваться, могли открыть весну жизни. В таком случае Воскресение Христово дойдет до нас. Но без смерти на кресте нет Воскресения и Его радости – радости возрожденной жизни, радости жизни, которую никто больше не в силах отнять у нас.

Но Владыка Антоний с болью говорит, что так часто Христос для нас недостаточно жив, и тогда Его Воскресение не является реальностью для нас. Вот что Владыка говорит про слова Апостола Павла про Воскресение Христа: ´Апостол Павел говорит, что если не Воскрес Христос, то наша вера тщетна и мы самые несчастные из людей (1  ор 15:14). Понять это можно легко: Ведь если бы Христос не воскрес, то вышло бы, что мы живем ложью, фантазией, мы в мире нереальности, в мире какого-то снаª.

Хочу вам всем и себе задать следующий вопрос: так ли мы живем, живем ли мы действительно по-настоящему Христовым Воскресением, тем что Он жив, что Он рядом как Бог, но и как самый близкий друг?

Не живем ли мы как будто Воскресения нет, как будто Он не победил смерть?

Вот вопрос Самого Христа к каждому из нас: ´Иисус сказал (Марфе), когда умер Лазарь, ее брат: ´Я есмь воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек! Веришь ли сему?ªª (Ин 11:25-26)

В Своем Воплощении Христос стал в прямом смысле одним из нас, стал нашим братом, другом.

Так ласково Сам Христос говорит сразу же после Своего Воскресения: ´не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.ª (Мф 28:10)

Владыка говорит: ´Бог реален. какже реален, как мы с вами. Он ищет себе друзей и надо постараться стать другом Божьимª. Но если это так, тогда можно поставить следующий вопрос: если Христос действительно, в реальности, наш друг, и он сам хочет таким быть – почему тогда так часто нам кажется что Он далеко?

Почему Он так часто не реален в ежедневной нашей жизни? В чем причина?

Если Он для нас друг, что тогда нужно для такой дружбы, для дружбы вообще, а не только по отношению ко Христу?

В обыденно жизни, когда мы хотим с человеком познакомиться, дружить, мы прежде всего найдем время для него и назначим, найдем место, где мы могли бы спокойно встретиться. Мы тогда заранее, ожидая желанную встречу, готовимся и внешне, и внутренне.

По этому поводу Владыка Антоний говорит, что мы должны научиться остановить время. Цитирую ´Я думаю, нам нужно упражняться в том, чтобы останавливать время, стоять в настоящем, в том ´теперьª, которое и есть мое настоящее и которое тоже есть миг пересечения вечности со временемª. Бог не в прошлом, не в будущем, а присутствует здесь и теперь.

Продолжим цитату Владыки: ´Если у вас есть 5 минут, когда Вам просто вполне законно нечего делать, - сядьте и не делайте ничего.

Сядьте и осознайте: вот я – Петр, Иван… - сижу. Вокруг меня тихо, ничего не происходит и нечему происходить – и я перед лицом Божиим. И будьте эти какие-то мгновения перед Божьим лицомª.

Часто с любовью Владыка приводит пример, который описывает  юре д’Арс: один пожилой крестьянин часами сидел в его церкви, четок не перебирал, губы не двигались, он просто сидел. И этот священник (сейчас уже причисленный к лику святых) спросил его, что он здесь делает. А этот крестьянин ответил: ´Я на Него гляжу, а Он на меня, и нам так хорошо друг с другомª.

Если мы хотим, чтобы встреча состоялась, необходимо, требуется от нас, чтобы мы были настоящими, самими собой, были, какими мы есть на самом деле, плохими или хорошими – не важно, но реальными.

По этому поводу Владыка часто повторяет, что нам надо спешить увидеть в себе то, что еще не принадлежит Царству Божию, то есть то зло, то отрицательное, что в нас есть.

Владыка любуется людьми Ветхого Завета, людьми, которые были настоящими: ´Это были люди, которые перед лицом Божиим, вглядывались в себя самих, в свою жизнь, свою душу и ее описывали, какая она есть: порой с ужасом, порой с недоумениемª.

И продолжает Владыка: ´Очень важно нам помнить, что, как они, мы все должны говорить правду о себе самих, даже если это неприятная, даже если это уродливая, даже если она осуждает нас, но это правда, потому что это сказано перед лицом Божиим, перед Его руководством и под Его водительствомª.

Владыка считает, что Богом нам дана честь – в мире и в себе встретить реальность зла и бороться за свет: ´Нам дано бороться, именно дано: наша честь, наша слава - что Бог доверяет нам немощным, ничтожным, - борьбу со злом в мире. И эта борьба начинается не вне, не в противостоянии нашему ближнему или дальнему, а начинается внутри нас, в победе над собой, в том, чтобы все преодолеть, стать хозяевами своей души, владеть душой и телом и умом, и сердцем и волей и жизнью, всей душойª.

Итак, чтобы встреча состоялась требуется от нас, чтобы мы были настоящими не только в жизни, но и в молитве.

Молитва, по словам Владыки – по своей сути – это встреча души и Бога, но для того, чтобы встреча стала реальной, обе личности, которые в ней участвуют, должны быть действительно самими собой. ´В каждый момент нашей жизни мы можем быть подлинными и реальными, если только решаемся на риск быть тем, что мы есмь, а не пытаемся подрожать чему-то или подгонять себя под заранее надуманный образ… Но истинная наша сущность может быть открыта только в Боге и через него… Первое, что следует избегать – это лжи Богуª,

И для того, чтобы наши заботы не мешали встрече с Богом, Владыка советует: ´Переложим все наши заботы на Бога и, рассказав ему все так, чтобы Он это узнал от нас самих, оставим попечение о своих заботах, передав их Богу… И тогда мы можем свободно думать о Нем. Если бы не переложили своих забот Богу, они стояли бы между нами во время нашей встречиª.

Все это заодно говорит про доверие к Богу: ´В акте доверия, веря Богу настолько, чтобы передать Ему тревоги, которые хотим снять с плечª.

Но не только мы должны быть реальными во встрече, в равной мере и Бог или наше представление о Боге должно быть реальным: Владыка Антоний говорит: ´если мы решаемся обращаться к Богу, тогда этот Бог должен быть реальным. Бог часто нереален для нас; мы думаем, что обращаемся к Богу, а на деле обращаемся к образу Бога, созданному нашим воображением...  огда нам предстоит с кем-нибудь встретиться, подлинность встречи зависит не только от того, чем являемся мы и чем является другой, но во многом и предвзятого представления, так как у нас имеется определенный запас мысленных и зрительных образов Бога… Очень часто все эти образы не дают нам встретить реального Богаª.

Владыка дал нам две молитвы связанные со стремлением стать реальными, настоящими: первая молитва по отношению к нашей реальности: ´Помоги мне, Боже, освободиться от всего поддельного и найти мое подлинное яª. каким образом Владыка говорит: ´мы можем стоять в присутствии Божием, осознавая, что мы частью реальны, частью нереальны, исповедуя, что мы все еще так нереальны и так неспособны к целостности, и приносить Ему все что можем, в покаянииª.

И вторая молитва, по отношении к реальности самого Бога: ´Помоги мне Боже освободиться от всякого ложного Своего образа, чего мне бы это ни стоилоª.

 Как найти дружбу со Христом?

Для того, чтобы уловить, узнать, какой наш друг – будь то человек перед нами или сам Христос – от нас требуется еще следующее внутреннее состояние: собранность, трезвость и трепет перед тем, кто находится перед нами.

И до большой степени эти качества зависят от нашего умения, нашей способности молчать – глубоко молчать умом, телом и нашими чувствами, эмоциями.

Молчать и забыть про себя, про свои нужды для того, чтобы увидеть, услышать, кто и какой наш друг, каков он. (и это тоже касается нашего чтения —вятого Евангелия, так как Сам Христос обращается к нам)

По словам Владыки ´духовная жизнь начинается с отречения от себя. От нас требуется трезвость по отношению к себе, к Богу и к мируª.

Итак во встрече с человеком, с Богом огромную роль играет способность молчать. Владыка Антоний: ´Встреча с Богом не означает одностороннюю речь с нашей стороны. Беседуя, мы не только высказываемся, но и выслушиваем то, что имеет сказать собеседник. А для этого надо научиться молчатьª.

Но бывает, что кажется, что ответа нет. Владыка говорит, что и отсутствие (субъективное) Божие – тоже реальность: ´и это говорит о взаимных отношениях… Очень важно помнить, что и Бог и мы свободны прийти или уйти; и свобода эта имеет огромнейшее значение, потому что она является признаком подлинных взаимоотношенийª.

Владыка дает нам свой личный пример того, как он обращается к Богу: ´Господи, дай мне быть в твоем присутствии. Если ты захочешь, чтобы я познал, что ты здесь – тогда я тебя благословлю, и благодарю тебя. А если нет, я приму это как то, что я сам делаю, как я поступаю все время с тобойª.

И Владыка уверяет нас, что если мы так относимся к Богу, мы тогда найдем какое-то ощущение Его мира и тишины - как знак Его присутствия.

Но кроме того, чтобы мы были подлинными, реальными, трезвыми и сумели научиться молчать и давать друг другу свободу – для дружбы нужна еще открытость сердца и этого, как говорит Владыка мы очень боимся: ´Главное препятствие, которое стоит на пути воспитания сердца – это наш страх перед страданием, душевной болью… Мы боимся страдания и поэтому мы свое сердце суживаем и защищаем, мы боимся слушать и услышать, мы боимся видеть человека в его страдании и слышать крик его души и поэтому мы закрываемся. И закрываясь, мы делаемся все уже и уже и делаемся пленниками этой нашей закрытости…  тогда мы защищены (то есть закрываемся сердцем) – мы внутренне умираем…

Учись быть как земля перед Богом: отдающейся, не сопротивляющейся, готовой принять, и от людей, и от Бога, что бы они ни далиª.

Иоанн Златоуст говорит: ´Найди дверь своего сердца и ты увидишь, что это дверь в Царство Божиеª.

Но когда состоялась встреча и растет вера в дружбу, тогда играет большую роль доверие и верность по отношению к своему другу.

В связи с этим интересно вспомнить, как Владыка исповедовал семилетнего мальчика, который впервые приходит на исповедь.

Владыка не спрашивает мальчика о его грехах (которые, по опыту Владыки, подсказывают родители!), а спрашивает мальчика, знает ли он, что такое друг? Что для него значит дружба? А если мальчик отвечает: ´Да, я знаю! " меня есть другª, - Владыка продолжает и спрашивает его, что он будет делать, если все против его друга, если все его оставляют, осуждают, остается ли он с ним несмотря на все это, будет ли он рядом с ним, никогда не предаст его, чего бы это ни стоило? И хочет ли он быть, стать таким другом для Христа? Или наоборот, оставит ли он своего друга, так как ему стыдно, страшно или безразлично?

И этим примером Владыка всем нам говорит, что именно это надо приносить на исповедь: был ли я верным Христу как своему другу или я Его обманул, причинил Ему боль? Был ли я трусом по отношению к Нему или мне было все равно, безразлично? Или был ли я для Него радостью, оставался ли я с Ним, несмотря на насмешки, непонимание людей, несмотря на риск, опасность?

Но, познав своего друга, мы можем быть ему не только верными, но и доверять ему вопреки пониманию. Владыка иногда говорит Христу (встречая лицом к лицу страдания и ужас нашего мира): ´Я тебя не понимаю, но я тебе доверяюª. Именно такое доверие было у Владыки, так как он лично знал и любил Христа как своего друга (однажды он мне сказал, что для него Христос был самым близким другом). Но, говорит Владыка, наша задача не в том, чтобы подражать Христу внешне, мы призваны внутренне стать тем, что Он есть. Измениться должно сердце наше, наш внутренний человек.

Владыка в одной из своих английских бесед обратился к своим слушателям с очень болезненным вопросом: ´Почему, в чем причина, что христианство сбилось с пути?ª Другими словами – в чем неудача, ошибки христианства? В этой же беседе Владыка сказал, что христианство потеряло свою суть, свою сущность. как он ставит каждому из нас, каждому христианину ключевой вопрос: знает ли он Христа? Знает ли он Его опытом своим, любит ли он Его как друга?

 акова наша христианская любовь?

— болью Владыка констатирует, что сейчас в нашем мире любовь потеряла свою сущность, потеряла свой глубочайший смысл.

В наше время, говорит он, любовь – радость и взаимное участие в жизни друг друга.

А христианская любовь, любовь ко Христу, любовь во Христе имеет трагическую сторону: то есть жертвенность, все отдавать ради Христа, включая свою жизнь, если это будет нужно.

Мы, по словам Владыки, чужды друг другу. Не так было у ранних христиан, цитирую Владыку Антония: Каждый знал Бога – лично – и это знание, любовь к Нему, было решительно: и по отношению к Богу и по отношению друг к другу – то есть любили, что бы это ни стоилоª

А мы, по словам Владыки, ´вместо того, чтобы состоялась встреча, или по прямому, или через людей, которые дотронулись до края Его ризы, зная, что более драгоценного в жизни нет ничего, мы пользуемся изречениями о Боге , мы говорим о Нем, а настоящего общения с Ним нетª.

Владыка не отрицает важность богословия, но без встречи с Богом, без личной встречи именно через молитву, молчание, все напрасно. Мы тогда никогда не будем готовы умереть для Него и друг для друга, как ранние христиане были на это готовы, именно потому что они встретили Его, знали Его, любили Его.

В связи с этим Владыка продолжает: ´Мир жаждет людей, которые именно знают Христа, которые не словами, а своей личностью, своей жизнью безмолвно свидетельствуют о воскресшем Христе, о Его любвиª.

И эта любовь, по мнению Владыки, должна через нас быть обращена ко всему миру, к каждому человеку, не обсуждая правил, догматов. Мы должны поделиться сущностью Самого Господа. Однако, с грустью Владыка отмечает, что мы до очень большой степени потеряли то, что является сутью, реальностью Бога – кем Он есть.

И Владыка ставит и нам в том числе следующий острый вопрос: ´В каком опыте укоренена наша вера? Мы должны найти в себе путь ко встрече со Христом. Мы должны до огромной и значительной степени исправиться, настроиться и научиться молчанию, глубочайшему молчанию – еще до того, как мы начинаем молитьсяª.

Необходимо, говорит Владыка, необходимо для нас, настроиться и поставить себя в реальном присутствии Бога (как в примере  юре д’Арс).

Мне кажется, что действительно мы часто теряем реальность присутствия Божия – и не только теряем, но даже и не ищем ее, не стремимся ее приобрести. Христос для нас в первую очередь не как друг, Cпаситель, а Cудья.  роме того, так часто мы обращаемся к Нему механически, поверхностно, небрежно, как будто Его нет, как и относимся к себе и ближнему.

По мнению Владыки Антония, в наших церковных службах мы так часто наслаждаемся, умиляемся красотой пения, и именно из-за этой эстетики теряем истину, ту реальность, которая за нею стоит. Мы не умеем глубоко, молча с трепетом стоять лицом к лицу в Его реальном присутствии. Мы развлекаемся обрядами, чтением акафистов и т.д., и часто это как раз уводит нас от осознания нашего реального состояния: то есть от состояния крайней нашей нищеты и нужды в Боге. Мы не ищем, по Владыке, самого Бога через Христа, а только то, что Он может нам дать. Мы входим в храм ´по правуª, по привычке, не понимая, какой это дар, какое это чудо: быть приглашенным самим Богом в Его собственный дом.

Владыка говорит, что очень часто Бог не является центром нашей жизни, Он добавочный ко всем дарам, ко всему тому, что у нас уже есть.

Однако, Владыка говорит, только из опыта реальной, крайней нашей бедноты, нашего убожества, еще живя без Него, еще не зная Его, мы можем раскрыть дверь к Богу и только тогда может родиться настоящая молитва и может произойти встреча с Ним.

Владыка считает, что вообще без молитвы нет жизни, нет глубокой настоящей жизни, так как мы тогда вне Бога: ´—лишком часто молитва не имеет для нас в жизни такого значения, чтобы все остальное отходило в сторону, уступая ей место. Молитва у нас - добавление к множеству других вещей, мы хотим, чтобы Бог был здесь, не потому что Он – высшая ценность, но потому что было бы так приятно вдобавок ко всем великим благодеяниям Божиим, именно еще и Его присутствие. Он добавление к нашему комфорту. И когда мы ищем Его в таком настроении, то не встречаем Егоª.

Еще процитирую Владыку по отношению к осознанию нашей крайней нищеты, нашей наготы: ´Мы не спасены, что трудимся и достигаем каких-то результатов, но спасаемся той тоской души, которая нас влечет к живому Богу, той любовью, которая нас влечет ко Христуª.

Подводя итог нашей с вами встречи хочу себе и всем вам задать следующий вопрос: Влияет ли факт смерти и Воскресения Христа, что Он жив, что Он рядом с нами, влияет ли это на нашу повседневную жизнь? Особенно остро стоит этот вопрос, когда речь идет о кризисе – страдании, умирании и смерти.

Является ли страдание и умирание со Христом для нас честью, как это было для каждого раннего христианина?

Или из-за всех сил мы избегаем страдания, так как именно реальность живого Бога – мы еще не знаем и поэтому мы не можем доверять Ему до конца.

 Как это ни странно, но только приятие факта нашей смерти – дает возможность стать настоящим человеком.

Владыка в одной из своих бесед говорит: ´смерть для меня, я уверен, что это так вообще, является краеугольным камнем наших отношений к жизни. Люди, которые боятся смерти, боятся жизни, невозможно не бояться жизни со всеми ее сложностями, со всеми ее опасностями и с ее совершенным и окончательным риском, если есть страх смертиª.

Мой вопрос к вам: не является ли отсутствие веры в реальность Воскресения Христа из-за того, что встреча с Ним лично не состоялась, является ли именно это причиной множества страхов, защит, которые мешают встрече друг с другом и с Богом?

А если это так на самом деле, по крайней мере для большинства из нас, не должны ли мы тогда спешить делать все, чтобы осознание реальности нашей нищеты и реальность присутствия Воскресшего Христа среди нас стали центром нашей жизни?

Не должны ли мы до очень значительной меры совсем по-другому настраиваться (по словам Владыки), то есть в глубоком молчании, в трезвой молитве стоять пред Богом и делать все, чтобы мы Его лично могли узнать. И только тогда мы могли бы стать Ему верными друзьями, доверяя Ему до конца.

’очу закончить свою беседу, словами Владыки о той реальности нашей жизни со Христом, которая должна быть: ´Именно потому, что мы – верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми, которые верят в жизнь и в жизнь вечную, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что мы, приобщившись к смерти Христовой, живем – должны бы жить! – вечной жизнью Воскресшего Христа, жизнь Божественную… "огда мы не боялись бы смерти, не боялись бы страдания, не боялись бы ничего на свете, потому что этой жизни не может отнять у нас никтоª.

 



© 2002 Metropolitan Anthony of Sourozh Foundation

Электронная библиотека "Митрополит Антоний Сурожский"
Интернет -магазин книг митрополита Антония Сурожского (Book Shop)
 Друзья Фонда на Facebook

/ Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100