3-я международная конференция, посвященная наследию 
					митрополита Антония Сурожского
							Ирина ф. Шлиппе
					
					
							Единство церковной и мирской жизни
							Митрополит Антоний очень часто 
							говорил о роли Церкви в обществе и об обязанностях, 
							которые накладывает на человека его принадлежность к 
							Церкви. Естественно, он имел в виду не формальное 
							членство в определенной организации под названием 
							"Церковь", не сотрудника этой организации, не 
							официального ее представителя. Владыка говорил о
							человеке, который верует в Бога и который состоит 
							членом Церкви. Он говорил о личностях, свободно 
							вступивших на путь любви к Богу, в сообществе себе 
							подобных верующих, прославляющих Бога вместе, следуя 
							учению Христову.
					Владыка говорил часто и о Церкви, как организации, о ее роли 
					в обществе, ее роли в жизни человека, в определении 
					отношений между людьми на всех уровнях. Он, разумеется. 
					помнил и об истории человечества, но его больше всего 
					интересовало настоящее время - как
					часто он напоминал, что мы имеем свободу действия только в 
					настоящем - прошлое уже ушло, а будущее еще не наступило. Мы 
					используем прошлое, чтобы учиться и часто свои решения 
					определяем именно на опыте прошлого; мы можем (и скорее 
					всего должны) строить планы на будущее.
					Все это так, - но для действия нам предоставлен только тот 
					момент, в котором мы живем вот сейчас - это касается как 
					отдельных людей, так и любой группы людей, любой 
					организации.
					Каждый момент жизни - это момент решения, и это решение 
					должно приниматься сознательно. Для верующего человека 
					каждое решение, естественно, обусловлено его верой и его 
					личными отношениями с Богом - это очень страшные слова, так 
					как таким образом Страшный Суд Господень совершается над 
					нами ежеминутно. Я к этому еще вернусь.
					Нужно сказать, что со мной - или в моем присутствии - 
					Владыка часто говорил о роли Церкви в обществе, о роли 
					мирянина в Церкви, о роли каждого церковного человека мире. 
					Почему? - В основном потому, что я познакомилась с ним не 
					столько как прихожанка, а в первую очередь как сотрудник 
					русской службы Бибиси. Я брала у него интервью для наших 
					еженедельных передач и советовалась насчет других программ и 
					выступлений. Для этих интервью нам обоим нужно было 
					готовиться, и поэтому мы постоянно заходили за пределы 
					частного, рутинного разговора на обсуждение животрепещущих 
					вопросов дня. Мы оба глубоко сопереживали
					события , происходившие у нас на Родине, России. Наша 
					совместная радио-работа началась в начале шестидесятых 
					годов, мы познакомились незадолго до 22-го съезда КПСС, и 
					закончилась в 74-м году, когда я перешла на другую работу. К 
					тому времени Владыка привлек меня к
					участию в основанной им Епархиальной Ассамблеи. Ее задачей 
					было помогать Владыке в епархиальных делах, и я в основном 
					занималась организационными делами. В 1990м году я создала в 
					Англии и России благотворительную организацию, и Владыка 
					Антоний принимал в этой работе живейшее участие, что в 
					основном определило и цели, и методику нашего Фонда Святого 
					Григория.
					Иными словами, вопросы роли Церкви в мире, служения мирян в 
					Церкви, призвание мирянина как члена Церкви, живущего как в 
					миру, так и в церковной общине, возникали постоянно.
					Самое яркое высказывание Владыки насчет роли 
					Церкви было сделано в радио-передаче, возникшей по моей 
					инициативе: на Крестопоклонной неделе 72го года Солженицын 
					написал открытое письмо Патриарху Пимену, призывая его 
					защитить русскую православную церковь от атеистического 
					государства, а не смиряться с гонениями. Он в частности 
					писал о детях,  не допускавшихся к участию в церковной 
					жизни, о священниках, не допускавшихся к больным, о закрытии 
					храмов. Солженицын так закончил свое письмо: 
					... "Ни перед людьми, ни тем более на молитве не слукавим, 
					что внешние путы сильнее нашего духа. Не легче было и при 
					зарождении христианства, однако оно выстояло и расцвело. И 
					указало путь - жертву. Лишенный всяких материальных сил - в 
					жертве всегда одерживает победу. И такое же мученичество, 
					достойное первых веков, приняли многие наши священники и 
					единоверцы на нашей живой памяти. Но тогда – бросали львам, 
					сегодня же можно потерять только благополучие"
					На Западе - и в частности в радиопередачах Бибиси - это 
					письмо обсуждалось очень активно, а наша Церковь молчала. В 
					Англии от Владыки ждали - если не ответа, то хотя бы 
					комментария, на что я ему, естественно, указывала - и он 
					согласился высказаться. Не в ответ Солженицыну, а по сути 
					дела. Это интервью насколько я знаю, опубликовано в 
					<<Трудах>> Владыки, но не дословно. Впоследствии он много 
					раз возвращался к этой теме, и его слова - не будучи связаны 
					с конкретной ситуацией - и сейчас остаются не только прямым 
					ответом на нынешние вопросы, но и руководством в жизни.
					
					Митрополит Антоний сказал, что Церковь - уникальная 
					организация, созданная для единственной задачи: обеспечивать 
					связь человека с Богом и Бога - с человеком. У Церкви 
					монополия на эту задачу, и она не имеет права отвлекаться на 
					другие виды деятельности. Церковь, как организация, не имеет 
					права участвовать в государственных делах, в политике, в 
					коммерции, даже в благотворительности. Церковь должна 
					заниматься исключительно отношениями между Богом и людьми, 
					причем не с группами людей, а с отдельными личностями.
					
					Главная трагедия православной церкви вызвана 
					тем, что она приняла решение императора 
					Константинопольского, когда тот ее почтил, и тем самым 
					возвысил и ввел в государственную власть.
					Эту мысль - о трагедии византийщины - я слышала от Владыки 
					много раз, причем всё чаще в последние годы его жизни, в 
					выступлениях на разных форумах и на разных языках. Он 
					указывал, что православная церковь – не единственная, 
					поддавшаяся этому искушению, и призывал всех вернуться к 
					первоначальному состоянию христианства, к отречению от 
					мирской власти, от непосредственно мирской деятельности. 
					Однако - сказал он - это касается церкви, как организации, 
					но это налагает огромную ответственность на каждого члена 
					этой организации.
					Господь ожидает от каждого человека, чтобы тот в полной 
					мере, как говорят сейчас, <<состоялся>> - чтобы он в полной 
					мере раскрыл и использовал свои личные возможности, причем 
					во славу Божию. Быть христианином - это быть самым хорошим 
					учителем, самым успешным бизнесменом, самой опрятной 
					санитаркой, самым добросовестным электриком... Исполнять 
					волю Божию, любить Бога, служить Богу - это не столько 
					молитва, сколько постоянная работа над собой в поиске всё 
					более тесного общения с Богом, постоянная борьба со злом 
					вокруг себя, постоянное внедрение добра. От себя добавлю, 
					что это также
					единственный верный путь к приобретению подлинного уважения 
					среди людей, а отсюда и к приобретению влияния на общество - 
					в меру Богом данных возможностей.
					Я всё это уже говорила на первой конференции, посвященной 
					наследию Митрополита Антония, но решила все же повторить и 
					расширить, ибо на той конференции я услышала от одного 
					местного докладчика ужаснувшее меня заявление: он описывал 
					бытие современного русского священника, который в храме 
					живет, как православный христианин, но за пределами храма 
					вынужден жить, как обыкновенный пост-советский гражданин, 
					попирая собственные убеждения (и учение Христово?) на каждом 
					шагу. Поэтому - сказал коллега - единственное стабильное 
					состояние для российского священника - это шизофрения. 
					Раздвоение личности,
					превращение человека в две на независимые друг от друга 
					личности.
					Всю жизнь я провела за пределами России, но в русской 
					православной церкви - и всю жизнь меня учили словом и делом, 
					что личность должна быть единой, что нельзя быть одним 
					человеком в миру, и другим – в церкви или в кругу близких. 
					От нас, православных христиан заграницей, наши церковные 
					учителя ожидали, что мы и в миру будем действовать так,
					будто мы в храме. Это называлось мудреным словом
					"оцерковление 
					жизни."
					В общем, слова Владыки о долге каждого члена организации, 
					называющейся "Церковь", описывают именно оцерковление 
					жизни - живи во славу Божию и делай свое дело так, будто ты 
					его делаешь для Бога. И помни при этом, что Бог от тебя 
					ожидает полной отдачи, раскрытия всех твоих угодных Ему 
					возможностей. Это сознание должно помочь бороться с 
					робостью, с ленью, с ужасом перед трудностями и опасностью.
					Нужно сказать, что такой образ жизни не гарантирует ни 
					богатства, ни влияния, ни славы, ни широкого круга 
					интересных знакомых, ни даже счастья и душевного покоя. Он, 
					однако, приносит много радости и больше душевного покоя, чем 
					какой бы то ни было иной.
					Когда я начинала благотворительную работу в России - еще при 
					советской власти - передо мной был, грубо говоря, выбор двух 
					путей: во-первых, у нас были знакомые и связи по обе стороны 
					границы, а в России жаждали западных связей, так что я могла 
					попасть сразу на достаточно высокопоставленных деятелей и 
					приняться за масштабную деятельность.
					Вот в 91-м году я стала советником Смольного по гуманитарной 
					помощи и связями с заграницей. Во-вторых, у нас были связи и 
					среди людей бедствующих, инвалидов, многодетных семей. даже 
					заключенных - им мы уже раньше помогали посылками.
					Что выбрать? Я обратилась к Владыке.
					Он сказал - решай сама, но я бы посоветовал подумать, чтО 
					тебя трогает глубже всего, чтО тебя в стране больше всего 
					беспокоит – и посмотри вокруг себя, в твоем непосредственном 
					окружении, каким образом ты можешь с этой бедой бороться. 
					Вот этому и посвяти свою основную деятельность - но при этом никогда не отказывай 
					людям в помощи: к тебе будут обращаться не только с 
					просьбами о помощи, но и с предложениями оказать помощь. 
					Обязательно используй все свои возможности.
					Я занялась борьбой с необходимостью абортов - самым страшным 
					духовным явлением у нас на родине - и выяснилось, что через 
					высокие связи ничего не добьешься,. кроме красивых семинаров 
					для заранее известных специалистов и публикаций в журналах. 
					Через людей, которые разделяли мою точку зрения, я вышла в 
					России на врачей среднего уровня, которые
					имели непосредственный доступ к пациентам и к обучению 
					персонала, а в Англии - на их местных единомышленников. Мы 
					проработали около 10 лет, теперь эта программа успешно и 
					совершенно самостоятельно развивается. 
					Когда я в последний раз проверяла статистику, я 
					удостоверилась, что по всей стране на каждого младенца 
					приходилось неполных два аборта, а у пациенток нашей 
					программы - два младенца на аборт. 
					Вы скажете, что это не имеет отношения к церкви и вообще к 
					религии - да нет, мы помогли по меньшей мере тридцати 
					тысячам людей избежать страшнейшего греха - уничтожения 
					собственного младенца. Мы помогли медикам, о которых так 
					часто забывают. И даже привели к Богу большинство участников 
					программы!
					Я сама считаю, что главное достижение нашей 
					благотворительной деятельности, которая до сих пор ведется 
					по завету Владыки – определи проблему, найди людей на 
					местах, которые могут ее решить, свяжи их меж собой, затем 
					обеспечь их средствами и приучи грамотно вести учет и
					отчитываться - наше главное достижение - это создание 
					чувства ответственности и собственного достоинства как у 
					работников, так и у наших подопечных. Мы постоянно видим, 
					как подопечные становятся на ноги и сами начинают помогать 
					ближним: именно ближним, людям, чья беда им понятна. А 
					особенно нас радует, когда из наших рядов вырастает
					работник такого калибра, что его уже приглашают на хорошее 
					рабочее место, где он может самостоятельно распространять 
					подход Владыки: живи в полную силу во с лаву Божию.