3-я международная конференция, посвященная наследию 
					митрополита Антония Сурожского
					Литвинцева Кристина Викторовна
					Лексический анализ многозначности и синкретичности слова церковь в текстах проповедей митр. Антония (Блума)
					
					
					
					«Слова-то люди часто и понимают, но то, что 
					они значат, 
					то переживание, которое вложено было в них 
					изначально  
					написавшими эти слова, ускользает от людей» 
										Митр. Антоний (Блум) 
										О богослужении и стиле христианской жизни. 
					
					  
					Данный доклад посвящен лингвистическому 
					анализу значения слова
					церковь в текстах 
					проповедей митр. Антония 
					Сурожского (Блума). Эта 
					задача разбивается на две части. С одной стороны, 
					попытка описать многозначность 
					этого слова и предложить для него толкование. Дело в 
					том, что имеющиеся в доступе современного читателя 
					классические толковые словари [Ушаков, Ожегов, Ефремова]
					отражают взгляд на значение 
					слова, дозволенный в советский период, то есть, на самом 
					деле, описывают только светские значения, но теряют из виду 
					значение, основное для верующего человека. С другой стороны, 
					будучи непревзойденным мастером миссионерского слова, митр. 
					Антоний действенно пользовался
					лингвистической спецификой 
					слов, в частности, их многозначностью. Поэтому 
					интересно исследовать, как раскрывается значение данного 
					слова митрополитом Антонием. Рассмотреть
					с этой точки зрения то, как 
					употребляется в его проповедях слово церковь –
					это вторая задача нашей работы.
					 
					
					Суммируя толкования, предлагаемые 
					перечисленными словарями, 
					можно выделить следующие два значения исследуемого слова 
					(обозначим их здесь краткими ярлыками): 1. «Религиозная 
					организация» и 2. «Здание». Причем значение «здание» часто 
					стоит на первом месте. В текстах митр. Антония есть много 
					употреблений слова, явно не вписывающихся в рамки двух 
					приведенных значений, а значение «здание» по сравнению с 
					другими появляется редко, то есть, далеко
					не является основным. 
					Имея в виду безусловное владение архипастырем 
					соответствующей лексикой, используем его тексты для 
					корректирования имеющихся в словарях описаний значений.
					С нашей точки зрения, правильно 
					выделить как минимум 4 
					значения слова церковь (предлагаем 
					здесь очень условные краткие толкования, приближенные к 
					ярлыкам, не претендующие пока
					на статус словарных): 1. 
					«Богоустановленное вневременное 
					единство Бога и объединенных христианской верой 
					людей»; 2. «Какая-либо канонически организованная часть 
					Церкви (в знач. 1)»; 3. «Социально-территориальная 
					единица деления земной Церкви (в знач. 1)»;  
					4. «Здание храма».  
					Наличие и предлагаемое толкование 
					значения «вневременное единство» подтверждается следующими 
					примерами: 
					
						
							
							Мы же верим, что Церковь
							― не как 
							социологическое явление, а как Тело Христово
							― делает нас 
							причастниками Божественной природы. [митрополит 
							Антоний (Блум). Диалог об атеизме и последнем суде 
							(1985-1995)] 
							
							Кроме этого, благодаря тому, что 
							Христос присутствует в Церкви
							полнотой Своего 
							человечества и полнотой Своего Божества, 
							Церковь соединена 
							неразлучно и с Богом Отцом, и со Святым Духом, 
							Который послан в неё и ей в день Пятидесятницы, и 
							присутствие Которого продолжает действовать в каждом 
							члене Церкви. [митрополит 
							Антоний (Блум). О таинствах (1995)]  
							Но и человечество присутствует в
							Церкви в двух 
							видах: с одной стороны, совершенное человечество, 
							каким мы его видим во Христе, с другой стороны ― 
							несовершенное человечество, какое мы сами являем 
							лично как особи и все вместе. [митрополит 
							Антоний (Блум). О
							таинствах (1995)]
							 
						
					
					
					Очевидно, что с христианской точки зрения 
					это значение является основным, а значение «здание храма» 
					второстепенным. Третье значение 
					– «социальная организация» – у митр. Антония практически не 
					встречается, мы выделяем его здесь потому, что именно оно 
					является основным при атеистическом взгляде на смысл этого 
					слова. Напротив, у митр. Антония есть примеры, в которых он 
					пытается отмежеваться от этого значения, см. в (1) «не 
					как социологическое явление».
					Более того, в примерах, в 
					которых атеист усмотрел бы значение «социальная 
					организация», митр. Антоний практически всегда подразумевает 
					значение «вневременное единство». Ср.: 
					
					(4) И только в какой-то момент 
					император ― не 
					Церковь ― решил, что 
					браки будут совершаться Церковью, потому именно, что 
					это действие, которое выносит двух людей из узких рамок 
					государства в бесконечные просторы вечной жизни в Боге. 
					[митрополит Антоний (Блум). 
					«Берегитесь, братья мои, священники!» (1999)]  
					
					Как человеку, глубоко проникающему в 
					смысл слов, воспринимающему слово как богословие, митр. 
					Антонию свойственны синкретичные
					употребления наиболее важных 
					слов христианства. Под синкретизмом
					мы подразумеваем единовременное 
					совмещение двух и более значений в одном слове.  
					
					В речах митр. Антония, отраженных в НКРЯ,
					слово церковь
					зафиксировано более 1500 раз.
					Приведем примеры того, в 
					каких значениях оно используется, включая синкретичные. 
					Представим это в таблице. 
					
						
							| 
							 1  | 
							
							 (5) Церковь
							тогда делается тем, чем 
							она по существу является: телом Христовым, то есть 
							продолжением через тысячелетия и века воплощённого 
							присутствия Бога, плотью Сына Божия, предлагаемой 
							нам в Таинствах, и присутствием Святого Духа. 
							[митрополит Антоний (Блум). 
							О Церкви (1995)]  | 
							  | 
						 
						
							| 
							 2  | 
							(6) Мы 
							празднуем сегодня один из самых великих дней жизни 
							нашей родной Русской Церкви
							― день, когда 
							вспоминаются все мученики, исповедники 
							современности, герои духа, все
							те, кто на нашей земле 
							не только жизнь посвятил служению Богу, но остался 
							верен до смерти, жизнь и смерть отдал в Его славу. 
							[митрополит Антоний (Блум). 
							День новомучеников и исповедников Российских (2001)]
							 | 
						 
						
							| 
							 3  | 
							(7) На 
							Западе большей частью христианские Церкви 
							развода не принимают. [митрополит 
							Антоний (Блум). Вопросы брака и семьи (1985-1995)] | 
						 
						
							| 
							 4  | 
							
							 (8) Он жил в одном из городов 
							России, был милый мальчик, ходил в церковь 
							каждое воскресенье и считался очень благочестивым 
							мальчонкой: приходил, крестился, становился посреди
							церкви впереди и молился Богу. [митрополит 
							Антоний (Блум). Диалог об атеизме и последнем суде 
							(1985-1995)]  | 
						 
						
							| 
							 Семантический синкретизм  | 
							 | 
							(9) 
							Православная вера, сколько возможно, совершенна, а 
							православные, кроме как в лице святых, далеко не 
							совершенны, ― 
							каждый может это сказать с большой болью о себе 
							самом, каждая община о себе самой, каждая Церковь 
							о себе самой. [митрополит 
							Антоний (Блум). «Я хочу поделиться с вами всем, что 
							накопилось...» (1998-1999)] (2 + 3) 
							(10) Мне надо к ним пойти, потому что только там 
							можно найти любовь, жизнь, радость, там каждый 
							человек верит в каждого, верит в добро, верит в 
							любовь, верит в будто невозможное― в то чудо, 
							которое делает грешника святым. Церковь― 
							единственное такое место. Неужели мы это место 
							должны для других закрыть? [митрополит 
							Антоний (Блум). О страхе Божием (1974)] (1+4)  | 
						 
					 
					
					Итак, мы выявили, что значение слова 
					церковь недостаточно полно 
					раскрыто в словарях; в речи митр. Антония, напротив, 
					максимально полно отражаются, актуализируются значения 
					слова, нередко наблюдается синкретизм значений. Также 
					было отмечено, что основное значение слова — «Богоустановленное 
					вневременное единство Бога и объединенных христианской верой 
					людей», митр. Антоний определяет как «Церковь – 
					Богочеловеческое общество». И 
					это значение присутствует для митр. Антония, возможно, во 
					всех употреблениях, даже когда лексиколог счел бы это 
					значением «социальная организация» или «здание храма», чем и 
					объясняется регулярность синкретичных использований слова.
					 
					
					Источники 
					
					
						- 
						
Ефремова — Ефремова Т. Ф. Современный 
					толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 3. Р-Я. М.: 
					АСТ, Астрель, 2006.  
						- 
						
Ожегов — Ожегов С. И., 
					Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000
						слов и фразеологических 
					выражений / Российская академия наук. Институт 
					русского языка им. В. В. Виноградова. 
					— 4-е изд., дополненное. — М.: 
					Азбуковник, 1999.   
						
						- 
						
НКРЯ — Национальный корпус русского 
					языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/  
						- 
						
Ушаков — Толковый словарь
						русского языка: В 4 т./ Под 
					ред. Д. Н. Ушакова. 
					— М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; 
					ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.   
					 
					  
					
					
					Магистрантка 
					Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета 
					Москва, Россия 
					
					  
				 
			  | 
		 
	  
 
Электронная
библиотека 
"Митрополит Сурожский Антоний" 
Биография | 
Избранные
творения |  
Конференция
| 
Новости | 
Аудиозаписи
  |