Митрополит Антоний Сурожский

"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных..."

Рим. 15:1-7; Мф. 9:27-35.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Послании апостол Павел призывает всех христиан быть силой и опорой для тех, кто слаб. Каждому из нас и всей христианской общине он говорит: вы, сильные, несите немощи слабых.

И это должно заставить нас задуматься. Можно ли действительно нас назвать "сильными" по сравнению с другими людьми? Разве мы не видим, каждый из нас, как мы хрупки и как мы слабы? Разве мы не чувствуем, что как бы мы ни стремились быть собственными Божиими людьми, у нас нет ни сил, ни крепости осуществить наше человеческое призвание и наше христианское призвание? Но тут мы должны вспомнить другое слово апостола Павла. Павел тоже чувствовал, что он слаб, что нет у него той силы, которая сделала бы его способным на апостольство, и он молил Господа дать ему силы. И Господь ответил ему и сказал: Моя сила совершается в немощи... И Павел, поняв, что это означает, восклицает: Поэтому я буду хвалиться только немощами моими, дабы все было действием благодати Господней...

Но эта немощь — не трусость, не робость, не безволие, не лень: все те вещи, которые можно назвать инертностью, расслабленностью и которые не дают нам совершить то, что мы сами считаем правдой, то, по чему тоскует наша душа, о чем мы умом понимаем, что это — самое прекрасное, самое святое, и однако, что воля наша неспособна привести в исполнение. Речь идет о другой немощи: о сознании, что мы не можем достичь того величия, к которому мы призваны, если только Бог не поможет нам; ибо мы призваны быть сынами и дочерьми Всевышнего, собственными Божиими детьми. Да, по приобщенности; но, приобщившись, быть так же всецело и совершенно Божиими детьми, как был Сыном Божиим Единородный Сын Божий.

Но что означает, что мы должны поддерживать, помогать, бодрить тех, кто слаб? Начало ответа, может быть, мы можем уловить в сегодняшнем Евангелии. Христос встретил слепого; Он дал ему зрение. Мы окружены людьми, которые слепы: не физически, но во многих других отношениях; людьми, которым нужно найти такое зрение и такое прозрение, которое позволяло бы им вырасти в полную меру их роста и стать подлинно счастливыми. Счастливыми не в поверхностном смысле удовлетворения жизненной удачей, которая всё равно оставляет нас голодными и тоскующими — но иного рода счастьем.

На что же мы можем раскрыть глаза другим людям? Прежде всего, дать им увидеть, как они велики, как они значительны для Бога. Каждый из нас вызван к бытию не только волей Божией, но и Его любовью. Каждый из нас значит для Бога так много, что ради нашего спасения Он отдал Своего Единородного Сына — всю Его жизнь, всё Его страдание, всю Его смерть. Вот что каждый из нас, каждая человеческая личность во всем мире значит для Бога. И так немногие из нас это понимают: как безгранично мы драгоценны для Бога — так же, как Сам Бог безграничен.

Так же можно раскрыть их глаза на то, что в них живет, качествует этот голод, и что он слишком велик, чтобы его могли утолить вещи тварного мира. Один только Бог может его утолить. Но вот, для того, чтобы видеть Бога, из воскресенья в воскресенье и раз за разом читаем мы слова Христовы: Блаженны чистые сердцем, потому что они узрят Бога... И вот каждого человека вокруг нас мы должны побуждать относиться бережно и благоговейно к собственной чистоте, бороться за чистоту ума, за чистоту сердца, за чистоту жизни с тем, чтобы, став сначала менее тусклыми, затем просветленными, а потом и совершенно прозрачными, ум и сердце человека увидели бы Бога.

Здесь каждый может обернуться к нам и сказать: Врачу, исцелися сам!.. И воистину, мы можем помочь другим, только если мы сами боремся и стремимся вырасти в меру величия Божия, величия Единородного Сына Божия, ставшего Сыном человеческим, в меру чистоты, которая позволит нам видеть Бога.

И много других вещей мы можем обнаружить в нас самих и в других людях: разные формы слепоты. Обнаружив их, мы должны обратить на них внимание других, потому что если мы неспособны быть до конца тем, чем должны бы быть, то по нашему слову, может, другие сумеют достигнуть того, что мы, по нерадению, по слабости не умеем осуществить.

Подобно же и немота человека из сегодняшнего евангельского отрывка: сколько среди нас немых — по ущербности, по болезни, но не потому, что нас охватило созерцательное безмолвие перед лицом величия Божия и нашей собственной красоты. И нет пути обнаружить, Кто есть Бог, и что есть Бог, если мы не обнаружим святость и красоту в себе самих. Один русский проповедник сказал раз: Когда Бог смотрит на нас, Он не видит ни добродетелей, ни успехов, которых нет, но Он видит извечную красоту, которой Он нас одарил.

Вот наша весть каждому человеку и весть каждого нам самим: благоговей перед этой красотой, возлюби ее, восполни ее, стань великим! И тогда окажется, что мы выполним то, к чему призывает нас апостол Павел в своем Послании: мы поддержали и понесли того, кто хрупок и слаб, но не своей силой, а силой Божией, потому что всё возможно в укрепляющем нас Духе Божием. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru