| 
            
             Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  
            
            Мы празднуем сегодня день святого Григория Паламы. 
            Его богословие своими корнями уходит в опыт всех православных 
            подвижников и святых прежних веков. Сердцевина его учения такая для 
            нас важная, такая для нас значительная: это свидетельство об опыте 
            всей Православной Церкви о том, что Бог не замкнут в Себе Самом, не 
            пленник Своей Божественной природы, что будучи любовью, т.е. 
            торжеством и полнотой жизни, Он и в Себе живет и, как бы переливаясь 
            через край собственного Своего бытия, достигает и нас, приобщая нас 
            и в таинствах, и через молитву, и через непосредственное, 
            непостижимое Свое действие Себе Самому, тому, что мы называем 
            животворящей благодатью. Мы живы этой благодатью, но живы мы не 
            земной и естественной жизнью: благодатью мы делаемся уже людьми, 
            принадлежащими будущему веку. Святой Григорий нас учит тому, что 
            благодать нам дается не за подвиг, но дается в ответ на человеческий 
            крик, на человеческую мольбу, на человеческую тоску по Боге, Который 
            открывает наши души глубоко и делает их богоприемными, способными 
            принять Бога как желанного гостя, как царя, как жизнь.  
            Такая открытость души не достигается, однако, одной 
            тоской по Боге. Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, - они 
            узрят Бога». Эта чистота сердечная достигается подвигом. И хоть не 
            за подвиг нам дается благодать, но без труда и подвига мы неспособны 
            ее принять. Бог Духа Своего дает без меры, но мы принимаем Его в 
            меру нашей открытости Ему. Мы должны бороться строго, трезво, без 
            пощады к себе против всего того, что затемняет ум, что омрачает 
            сердце, что искривляет волю, что дает власть над нами чему бы то ни 
            было, кроме Самого Бога. И это требует раньше всего решимости, - 
            решимости свою жизнь сделать такой, чтобы она могла вместить сначала 
            послушливость Богу, затем какую-то Ему приобщенность в мысли, в 
            сердце, и затем - чудо Боговселения, когда Бог соединяется с нами 
            так, как огонь пронизывает собой железо. 
            Но огонь не вдруг охватывает дерево и не вдруг 
            проходит до самого сердца железа, это делается постепенно. И мы 
            должны содействовать отдачей себя Богу все больше и больше этому 
            покорению нас самих Божественной благодатью и Божественным 
            присутствием. В одном из своих сочинений святой Григорий говорит о 
            том, что мы призваны стать совершенно прозрачными, как хрусталь, 
            через который может литься свободно Божественный нетварный свет. И 
            увы (говорит он) мы непрозрачны, мы потемнены, есть в нас густота, 
            непроницаемость. И поэтому благодатный свет, Божественный огонь 
            касается нас только на поверхности нашей, - обжигает порой, а порой 
            обогревает. Своим светом Бог делает очевидными изъяны, недостатки, 
            порчу, но вместе с тем, этим же светом являет и блестки золота, и 
            серебра, и самоцветных камней, которые эта почва нашей личности, и 
            души и тела, в себе содержит. 
            И вот подвиг всей жизни в том, чтобы стать 
            прозрачным, таким прозрачным, чтобы свет Божий лился через нас, 
            пронизывал нас до самой сердцевины - насквозь, и изливался на 
            все твари Божии. Вот научимся его призыву к подвигу, поймем, в чем 
            заключается задача нашей жизненной борьбы: стать такими чистыми 
            сердцем и умом, чтобы, как через хрусталь, лился свет, пронизывал 
            теплом. Вдохновимся и тем тоже, что Бог нас зовет к такому 
            глубокому, глубинному общению с Собой, что мы призваны, через 
            приобщенность благодати, стать участниками самой Божественной 
            природы (2 Пет 1:4). Разве не стоит для этого жить? Разве это не 
            призвание, стоящее того, чтобы отложить всякое земное 
            попечение ради того, чтобы земля стала небом и мы стали гражданами 
            вечного Царства? Не рабами, не слугами, а детьми Живого Бога, 
            братьями Христовыми, детьми Отца Небесного. Аминь.  |