| 
			Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
			Мы празднуем в нощь сию рождениe в наш грешный, темный, порой 
			страшный мир Живого Бога в образe Господа нашего Иисуса Христа. 
			С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого 
			младенца, с какой радостью мы говорим: «Человек родился в свет». 
			Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие 
			сначала временное, а потом и вечное. И совершается это как торжество 
			любви его отца и матери, торжество любви, которое вводит человека в 
			жизнь с тем, чтобы из времени он перешел в вечность. 
			И вот Сын Божий рождается в нашу жизнь; но не от любви мужчины к 
			женщине, Матери Своей к мужу, а от непостижимой любви Божией к нам, 
			людям, и от неизмеримой веры, преданности, от изумительного 
			послушания и любви к Богу Пресвятой, Пречистой Девы Марии. Как 
			всякий младенец, вступающий в жизнь, Сын Божий, покоящийся в 
			вечности и вступающий во время, вступает в него хрупким Младенцем, 
			беззащитным, уязвимым; как всякий младенец, является как бы иконой, 
			образом любви воплощенной, так и Сын Божий являет реальность 
			Божественной любви и человеческого ответа на эту любовь. Бог отдает 
			Своего Сына - да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, 
			которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому 
			что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть - это 
			плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела. 
			Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении 
			Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем 
			отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни 
			от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но 
			жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей 
			греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому 
			что - как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и 
			умирает. 
			Но в Своем рождении Он к каждому из нас, так же как в древности к 
			современным Ему людям, обращается с вопросом: Как отнесетесь вы к 
			беззащитности любви? Как отнесетесь вы к невинности, к предельной 
			уязвимости, к той любви, которая себя всецело, без колебания, отдает 
			нам? 
			И мы знаем, как проходила эта ночь. Иосиф и Пречистая Дева стучались 
			во всякую дверь в надежде на приют, чтобы Она могла под человеческим 
			кровом родить Своего ребенка... Но каждая дверь перед ними 
			закрывалась, потому что каждой семье было хорошо без них: не хотел 
			никто чужого человека... И эти странники нашли себе приют в пещере, 
			где были ясли для животных; и сами животные, которые, по слову 
			Священного Писания, невинно страдают от человеческого греха, невинно 
			принимали Христа. 
			Кто еще принимал Его? Ангелы Божии с трепетом и ужасом смотрели на 
			то, как вечный Бог делается пленником времени, как Бессмертный 
			делается добычей, жертвой наступающей смерти. Ангелы Божии 
			поклонялись в ужасе Богу, ставшему человеком. 
			И волхвы - люди мудрые, люди ученые, которых сама мудрость и 
			ученость привели к изумлению перед сотворенным миром и к открытию 
			Живого Бога; знание, мудрость, искушенность в науке их привели ко 
			Христу. Так и теперь, тысячи людей, изверившись в безбожии, 
			изверившись во всем том, что только материально, только земное, 
			отвергнув кумиров, требующих крови и жертв, обращаются к Живому 
			Богу, таинственному, глубокому, мудрому, исполненному ласки и любви. 
			И пастухи пришли к этим яслям под руководством ангелов: люди 
			простые, чистого, незатемненного сердца тоже узнали во Младенце, 
			лежащем в яслях, Живого Бога, пришедшего в мир. «С нами Бог» назвал 
			Его ангел, - они это познали. 
			Со вступлением Христа в мир весь мир стал иным; перестал этот мир 
			стоять лицом к лицу - либо враждебно, либо с тоской - перед далеким, 
			непостижимым, слишком для него великим Богом. С пришествием Христа 
			Бог, ставший человеком, стал живой силой этого мира! И когда мы 
			читаем учение Христа в Евангелии, когда читаем Его жизнь, Его слова, 
			Его действия, да - мы понимаем, мы можем понять, что Христос 
			является единственным человеком в полном смысле этого слова; потому 
			что человек только тогда делается собой в полном смысле этого слова, 
			когда он неразлучно, до самых глубин своих соединен с Богом, 
			перерастает себя и делается богоподобным. 
			То, что Евангелие нам открывает о Христе, обращено и к верующему и к 
			неверующему, потому что мы все, верующие и неверующее, в одно 
			несомненно верим - в человека. И во Христе мы видим человека 
			совершенного, мирного, победоносного, готового по любви Свою жизнь 
			до конца истощить, отдать для других. 
			И это нам урок. Не сказал ли Он нам: «Пример Я вам даю, чтобы вы ему 
			следовали»? А как мы живем? Христианская вера - не мировоззрение, а 
			жизнь: надо жить по Евангелию, надо жить, как Евангелие нас учит; 
			иначе каждое наше слово о вере является ложью! Не Христос ли нам 
			сказал, что на суд придут люди, не исполнившие Евангелие, в которое 
			они будто бы верили, и Он им скажет: «Отойдите от Меня, - Я вас не 
			знаю!» И они скажут: Разве мы не молились в Твоих храмах? Разве мы 
			не верили Тебе?.. И Он ответит им: Отойдите от Меня, говорившие Мне: 
			Господи, Господи, но не исполнившие Мои заповеди, не последовавшие 
			Моему примеру, не ставшие людьми - каждый из вас живым, достойным 
			человеком!.. 
			Вступим же теперь во время, когда это стало возможным и на Западе и 
			на просторах нашей Родины, когда свобода дышать дана, когда вера 
			имеет право себя провозглашать! Войдем в этот путь - подвига, не 
			исповедуя Бога устами, не являя Его простой и порой пустой 
			проповедью, но жизнью. Станем такими людьми, чтобы, глядя на нас, 
			всякий мог задаться вопросом: чем он живет? Почему он так не похож 
			на меня, тусклого, скучного, порабощенного?! Откуда у него эта 
			свобода, это величие?! - чтобы всякий человек, ставя этот вопрос, 
			обратился к нам и спросил: Во что же ты веришь? Где твое 
			вдохновение? Откуда у тебя сила жить так, как ты живешь?.. И когда 
			мы сами станем живым вопросом для людей, сможем мы дать ответ: 
			Христос - моя сила, Бог и Господь! Аминь! |