| 
  
    
      
        
          
Митрополит Антоний СурожскийПРИТЧА О БОГАТОМ И ЛАЗАРЕ
 ( Лк 16:19-31)
 
 
  
  
    
      | В 
  чем грех богатого, в чем правда бедняка? Из сегодняшней притчи может 
  показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что 
  он богат и весел был на земле, и что только как бы в утешение за скорбь на 
  земле дал бедному Лазарю радость и покой в лоне Авраамовом. 
   Но 
  это не так просто; не был виноват человек, что он богат, и не заслуга 
  человека, что он беден. В Евангелии немало людей состоятельных - в истории 
  Церкви еще больше, - которые из избытка своего были радостью и благословением 
  для других, потому что они были милосердны, жалостливы, милостивы. И 
  много-много знаем мы людей, которые в своемубожестве делаются горькими, жесткими, 
  немилосердными даже к тем, кто, подобно им, находится в нужде; не в этом дело. 
  Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые. 
   Но 
  если посмотреть на эти образы богатого и бедного, которые Христос нам 
  представляет в таких немногих словах, мы видим человека, который был богат, у 
  которого было все, и с излишком было, и жизнь его проходила в пирах и в 
  веселье, а у дверей его лежал нищий. И вот в этих пирах, в этом веселье 
  никогда, по-видимому, его сердце не смягчалось. Он пользовался всем, что дала 
  ему жизнь, но не пожалел тех, которые были лишены этого. Радости в нем не 
  было, а было веселье - потому что радость делится, как тепло и свет, а веселье 
  остается достоянием человека - его одного и его товарищей по веселью. Онпрожил, не вспомнив ни о том, для чего он живет, 
  ни о том, как другие живут, а у двери его голодал и скорбел человек. 
   А 
  этот человек не тем был духовно богат, что скорбел, а тем, что лежал он, и вся 
  жизнь его была криком о помощи, о жалости, о милости. И тогда как богатство 
  застилало в сознании домохозяина самый вопрос о том, для чего он живет, как он 
  будет умирать и что будет потом, нищий всю жизнь прожил перед лицом этого 
  вопроса: Зачем? Чего ради? Ради чего эта скорбь, для чего эти страдания? И что 
  еще будет впереди?.. 
   
  Один прошел мимо жизни, а другой углубился в существо ее. Один умер незаметно, 
  и Ангелы Божии унесли его душу в место упокоения; другой умер, и его 
  торжественно похоронили, положили в гроб, а душа его пустая, уже не могущая 
  смеяться, не имеющая, чем питаться, потому что питалась она только от земли, 
  сошла в то место, где такая жепустота... 
  Не только за то, что он веселился, и не только за то, что он был богат, но за 
  то, что при всем этом он допустил этот ужас нищего у дверей своих, сошел он в 
  место страданий, место, где перед судом Божественной любви человек отходит во 
  тьму. 
   
  Мало среди нас богатых и бедных в такой мере, в какой был беден Лазарьи богат владелец дома, у порога которого Лазарь 
  голодал всю жизнь; но мы все богаты и 
  бедны одновременно, и от нас зависит, какими мы
  встанем перед Божиим лицом. Обеспеченность, 
  спокойствие, тишина, нарушаемые только 
  мелкими бурями, закроют ли наши глаза на то, что у
  нашей двери Лазарь умирает с голода - умирает 
  физически и умирает от голода по милости? 
  Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что
  жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что мы 
  устремлены к встрече с Богом, и что эта 
  встреча будет последним и поистине страшным судом,
  если в нас не найдется любви - но чистой, 
  подлинной любви?.. Не можем ли мы 
  научиться, когда мы постоянно на все жалуемся, от того Лазаря,
  который и голодал и холодал у двери богача?.. Он 
  нашел себя; его внутрь себя загнали голод 
  и холод, одиночество и нужда, и в этой 
  глубине он встал перед Богом. Неужели нам надо так дострадаться до
  Бога, как Лазарь? Неужели нужно, чтобы на нас 
  нашла предельная скорбь, для того чтобы 
  войти в себя и стать перед лицом человеческой большой,
  значительной судьбы?.. 
   
  Всмотримся в эти два образа. Мы никуда не уйдем от этого суда, потомучто мы слишком много знаем: знаем слишком много о 
  воле Божией, знаем слишком много о любви 
  Божией, перед нами расстилается все Евангелие,
  как путь или как суд. Кто мы - Лазарь или богач? 
  И если мы чувствуем в себе богача, уже 
  тлеющего со страстями своими, - опомнимся теперь,
  пока еще живы, пока есть еще какая-то сила в 
  душе, какая-то сила в теле - опомнимся 
  теперь и оживем! Аминь. |  
 |