Митрополит Антоний Сурожский

ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня вновь слышали рассказ о двух дивных чудесах Христовых: об исцелении женщины и о возвращении к жизни умершей девочки. Я думаю, что каждый раз, когда мы слышим эти рассказы, у всех нас сердце заполнено такой благодарностью, такой радостью о том, что когда-то, когда наш Живой Бог, великий, небесный Бог, ходил по земле, Божия любовь и милосердие так ласково и так действенно взыскивали всякую человеческую нужду: и голод, и болезнь, и смерть, и грех.

Нам часто кажется, что эти времена прошли, что теперь этого не бывает - и в этом мы ошибаемся двояко. С одной стороны, действительно, по всей земле именем Христовым бывают исцелены люди, болящие телесно, страждущие. Сколько раз приходилось видеть, что неисцелимая болезнь как-то сметена с лица земли, и человек снова здоров, жив, полон крепости. Часто бывает, что этим исцелением, как и тут, в рассказе о кровоточивой женщине, о дочери Иаировой, кроме телесной болезни еще снимается с глаз людей какая-то пелена, и они видят то, чего раньше видеть не могли: лик бесконечной, безмерной Божией любви, и достигающую до них силу Божию. А с другой стороны, эти рассказы нам говорят еще о том, что все это могло бы продолжаться и среди нас - не всегда телесно, но душевно, т.е. в самом значительном, самом важном, что есть в человеке, если мы только поверили бы в ту ответственность, которую Спаситель нам дал обо всем мире и по отношению ко всем.

Посмотрим на эти два рассказа коротко. Иаир был не только в тревоге, но в душевной боли, в ужасе о том, что умирает его маленькая дочь. Христос мгновенно отозвался на его душевное страдание и на его нужду. Он оставил все, чем был занят, для того, чтобы пойти к нему. Спаситель нам в одном месте Евангелия говорит: Я вам дал пример, чтобы вы следовали ему… Вот это первый пример: встретил нужду, услышал крик душевной боли, узнал о ней - иди, оставив все, чем ты занят ради себя: разговор, чтение, отдых, самое, как будто, нужное, потому что ты нужен кому-то - иди.

И Христос пошел. Он пришил в дом Иаиров, там лежала уже умершая девочка, и все знали, что она умерла, и говорили: Зачем Ты пришел? Мы же знаем, что Ты ничего сделать не можешь!.. Это бывает так часто; приходит - не куда-то, а в нашу собственную среду - человек в душевной нужде, и кто-то о нем хочет позаботиться; и сколько он слышит голосов: Зачем? Ты разве не видишь, что ничего сделать нельзя, что ничем этого человека не исправишь? Сколько лет ты будешь над этим трудиться, пока не поймешь, что это не нужно, что это бессмысленно?.. Так говорили Христу: Зачем Ты пришел? Чего Ты от Себя ожидаешь? Умерла же эта девочка! Мы это знаем достоверно, наверное знаем!.. И Христос сказал дивные слова: Она не умерла, она только спит - душа ее заснула…

Это можно было бы сказать о бесчисленном количестве людей, которых мы встречаем и о которых думаем, что умерло в них все: чуткость, человечность, все, чем человек прекрасен, и остается только этому трупу среди вас пребывать. Вспомним тогда слова Спасителя: Этот человек не умер - задремал, окоченела его душа; но скажи только Бог живое слово - она проснется!

И это слово мы призваны сказать, а не кто-то другой. Пока человек не возьмет в свои руки Евангелие, не услышит говорящего Самого Спасителя, может пройти много времени, потому что это все написано, напечатано, и не живо для человека, который еще не встретил лицом к лицу живого Христа. Но когда те же слова, обращенные к нему, живой человек, подобный ему, один из нас скажет из глубин встревоженной души, кровоточащего сердца, сострадания живого, когда он его уверит своим состраданием, что Бог есть любовь - тогда этот человек тоже может ожить. Не станем слушать никого, говорящего: Зачем ты тревожишь Бога, Учителя - ведь она умерла!.. - Неправда!

Еще хочу одно сказать: часто среди нуждающихся в душевной помощи есть люди, которые не привыкли к церкви, не привыкли к тому, как в ней себя ведут, как в ней живут, которые пробиваются к Богу непривычными, может быть, не принятыми путями, как эта кровоточивая женщина, которая в толпе коснулась Спасителя, совершив поступок по тому времени недопустимый, как бы осквернив Его своим прикосновением. И Спаситель ей сказал: Дерзай! Вера твоя тебя спасла!.. Как нам надо беречься, чтобы, подобно фарисеям, книжникам, людям мертвой буквы, не сказать человеку: Твоя нужда пусть останется с тобой, если ты не можешь подойти к Богу, к нам, так, как положено. Как ты смеешь к Богу пробиваться таким оскорбляющим наши привычки образом?..

Вот что встает перед моими глазами из этих двух рассказов; благодарная радость, ликование сердца о Нем, и строгое предупреждение, что не напрасно Христос нам дал пример, что мы должны ему следовать, должны от него научиться, как встречать тех, кого мудрые, опытные называют уже мертвыми, и как надо относиться к тем, которые от отчаяния своего кидаются к Богу непривычными нам путями. Научимся - и тогда действительно в нашей среде будет дух Христов. Аминь!



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru