является исполнением заповеди Христовой, что она 
  является уже на земле Царствием Божиим пришедшим в силе, еще нельзя.
  О 
  чем же речь идет? Христос нам говорит о том, что мы должны любить друг друга; 
  Он не делает никаких различий; что Он этим хочет сказать? Он, мне кажется, 
  хочет сказать, что мы должны каждого человека, каждого встречного и 
  поперечного, знакомого к незнакомого, чужого, привлекательного или нет, 
  оценить: это человек с вечной судьбой. Это человек, которого Бог из небытия 
  призвал к жизни, с тем, чтобы он сделал свой, неповторимый вклад в жизнь 
  человечества. Это человек может нам по-человечески не нравиться, он может быть 
  нам чужд, он может нам быть непонятен - но он Богом был вызван и поставлен в 
  мир, чтобы внести в этот мир что-то, чего мы не в состоянии внести. И больше 
  того: он поставлен на моем пути жизни для того, чтобы мне нечто открылось. 
  Открылась бы мне, во-первых, моя неспособность видеть всякого человека как 
  икону; умеем ли мы друг на друга так смотреть? Я боюсь, что мы не умеем, что 
  есть люди, которые нам близки, дороги, а другие, в лучшем случае, просто 
  чужды.
  И 
  вот на этих "чужих" людей нам надо обратить особенное внимание, потому что они 
  перед нами ставят вопрос: ты со Христом или без Него? Потому что этого 
  человека, которого Христос возлюбил до смерти крестной, ты знать не хочешь. Он 
  тебе чужд, он тебе непонятен, тебе нет дела до него; если бы его не было на 
  свете, тебе было бы так же просто и хорошо. Разве это христианская любовь? Мы 
  должны научиться на каждого человека, который встречается нам, посмотреть и 
  сказать: это - икона Христова, это образ Божий, этот человек - посланник 
  Божий. Он послан для того, чтобы чему-то меня научить, чтобы мне принести 
  нечто, чтобы передо мной поставить вопрос, требование, Божие. Иногда мы это 
  умеем делать через некоторое время; а иногда мы не умеем это делать до 
  момента, когда уже как будто и поздно.
  
  Мне вспоминается разговор с одним русским священником ранней эмиграции, 
  который был воином в Белой армии, который все года своей эмигрантской жизни 
  посвятил борьбе в большевизмом, который всей душой отвергал Сталина, И в 
  какой-то момент он узнал, что Сталин умер. И в тот момент с ним случилось 
  что-то, чего он не ожидал; он подумал: а вдруг Бог судит Сталина так, как я 
  его судил и до сих пор не могу перестать судить?! Я его ненавидел; неужели 
  Бог, когда он станет перед Ним, его встретит ненавистью, отвержением, и это не 
  на время, а на вечность!? И я помню, как он мне сказал, что он пришел в такой 
  ужас о себе, что он бросился в алтарь, бросился на колени, и сказал: Господи, 
  прости за ненависть, которую я имел к этому человеку! он теперь перед страшным 
  судом; Господи, не прими мое осуждение против него... Это - крайность; это 
  такое положение, в котором никто из нас не находится, и, дай Бог, не попадет; 
  а кто знает? Сколько есть людей, которых мы не любим, не принимаем, отвергаем, 
  хотя не в такой мере...
  И 
  вот подумаем о том, на каком уровне любви мы находимся. Находимся ли мы на 
  уровне любви детей к родителям, невесты и жениха друг ко другу, неразлучных 
  друзей, которым никогда не пришлось столкнуться с болью и с отрицательными 
  свойствами любимого? Или, находимся мы в положении тех людей, который окружены 
  чужими, для которых мой ближний не существует, которого я люблю, поскольку он 
  мне не мешает жить, которого я отвергаю в тот момент, когда он становится на 
  моем пути... Если мы так можем думать о ком бы то ни было (и я уверен, что мы 
  можем думать так о многих людях вокруг нас), то мы еще не научились тому, что 
  значат Христовы слова: любите друг друга, как Я вас возлюбил... Он каждого из 
  нас возлюбил не за его добродетель, не за его красоту, не за то, что он так 
  хорош, а за то, что ему так нужна любовь для того, чтобы стать человеком, для 
  того, чтобы опомниться, для того, чтобы стать новой тварью, чтобы жизнь в него 
  вошла...
  И 
  вот, посмотрим друг на друга, хотя бы в нашем храме, хотя бы среди наших 
  знакомых, и поставим вопрос: люблю ли я этого человека такой любовью? А если 
  нет, то я еще не начал любить любовью Христовой. И как это страшно, как это 
  страшно подумать, что когда-то я встану перед Богом, вокруг меня будут люди, 
  которых я знал всю жизнь, и я скажу: этих людей - никогда не любил, и не 
  люблю, и знать не хочу. Я хочу войти в Твой рай, Господи, там им места нет, 
  так же как нет места им в моем сердце на земле!.. Подумаем, потому что эта 
  заповедь Христова: любите друг друга, как Я вас возлюбил - не простая 
  заповедь; она требует от нас совершенно нового оборота в жизни. Подумаем, 
  подумаем даже просто о том человеке, которым рядом с нами сейчас стоит: он нам 
  свой или он нам чужой? Он существует для меня или просто не существует? А если 
  существует, то в какой мере? Как?..
  
  Подумаем об этом. Потому что рано или поздно мы станем перед Христом, Который 
  скажет нам: Я для этого человека пришел в мир, Я для этого человека умер на 
  Кресте. И если ты его отвергаешь, то ты весь Мой подвиг любви отвергаешь; ты 
  делаешься чужим Мне по собственному выбору. Аминь!