Митрополит Антоний Сурожский 
КАК ПРИНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА 
           
         
       
     
   
 
 
  
  
    
      | 
  
  
  
  
   
  Два раза в своих Посланиях Апостол Павел особенно настаивает на том, как мы 
  должны друг друга принимать. В одном месте он нас призывает быть щедрыми и 
  любвеобильными в гостеприимстве; потому, - говорит он,  -
  что многие, оказывая гостеприимство людям, 
  приняли в свои дома Ангелов... Не в том, может быть, смысле, что Небесные Силы 
  видимо посетили их дома, а что в лице скромного, незаметного странника к ним 
  постучался - к нам стучится! - в дверь вестник Божий, человек, который 
  является иконой страждущего Христа, образом Спасителя, стоящего у нашей двери 
  и стучащего, и молящего о том, чтобы эти двери раскрылись и чтобы Ему, 
  бездомному, одинокому, обездоленному был дан приют.
  
  Эти двери - не только вещественные двери наших домов, не только вещественная 
  кровля наша: должны открыться более сокровенные двери; двери наших сердец 
  должны широко раскрыться, чтобы человек мог проникнуть в ту глубину, где не 
  только наша любовь его встретит, но где встретит его любовь Божия, 
  разливающаяся в наших сердцах; раскрыть должны мы замкнутые наши умы, чтобы 
  понять, принять человека... 
  
  Отверзая так наши двери, мы действительно часто примем Ангелов, вестников 
  Христовых, которые нам приносят с Неба спасение, призыв к милосердию, к 
  состраданию, к любви, призыв уметь, как говорит Апостол Павел, "радоваться с 
  радующимися и плакать с плачущими". 
  А 
  в сегодняшнем Послании Апостол Павел нам говорит, что нам надлежит научиться 
  друг друга принимать так, как нас принял Христос. В другом Послании тот же 
  Павел изумляется тому, как нас полюбил Господь, какую любовь Он явил нам во 
  Христе: Едва ли, - говорит он,  - в обычной 
  жизни кто свою душу, свою жизнь положит за друга, а Христос пришел Свою жизнь 
  отдавать за нас, когда мы еще состояли во вражде с Богом. Он пришел умереть за 
  врагов, Своих и Божиих, чтобы, видя эту крестную, жертвенную любовь, люди 
  дрогнули сердцем и раскрылись ответно на любовь...
  
  Так и мы друг друга принимаем; в нашу жизнь входят и через нее проходят 
  бесчисленные люди; они нам не враги, они нам не друзья, и проходят они 
  незамеченными: даже не забытыми, а никогда и не увиденными. И проходит 
  человек, который надеялся на встречу, - и не встретил никого... Мимо него 
  кто-то прошел, по нему скользнул невидящий взор, не услышан был его голос, и 
  он ушел, порой, во тьму, в одиночество, в отчаяние... 
  
  Приходят и в наш храм  люди, никогда здесь не бывавшие; и насколько, 
  должно быть, им больно видеть, как после того, что вы приложились ко кресту, 
  друг встречает друга, родной - родного, знакомый - знакомого, как сияют 
  улыбки, как загорается радость встречи. И как человеку, должно быть, трудно 
  стоять окруженным чужой радостью, окруженным людьми, которые друг другу свои, 
  если на него кто-нибудь не взглянет, не увидит, не поприветствует и тоже 
  сделает своим. А вместе с тем, здесь мы все - свои, мы все - родные, если 
  только мы Божии, если только мы Христовы.  
  Не 
  так мимо нас проходит Христос, не скользит Его взор и не замыкается Его слух: 
  Его взор останавливается на каждом из нас, проникает в глубины сердца, 
  встречает нас там, куда вонзилось горе, или там, где блеснула вечная радость. 
  Научимся и мы друг друга так встречать, как встречал бы нас в этом храме, в 
  жизни, дома,  Христос: зрячим взором, открытым слухом, широко, глубоко 
  раскрытым сердцем, внимательным умом и волей, желанием, порывом друг друга 
  принять, утешить, обрадовать, сделать своим, ввести в Царство Божие. И тогда 
  не нужно нам будет много говорить о том, что оно собой представляет и каково 
  оно: каждый приходящий к нам, каждый встречающий нас...  | 
     
   
 
 
 |