| 
  
  
  
  
  
   
   
  
  "Уйди, 
  уйди от нас, уйди из наших пределов!" - говорил народ, который
  предпочел то, что ему было дорого: богатство, 
  стада, невзволнованность жизни здравию, 
  исцелению человека; уйди - Ты у нас отнимаешь то, что
  нам дороже человека... Уйди от нас, - говорил 
  Великий Инквизитор, - Ты нам мешаешь 
  строить земное добро, мешаешь обеспечить счастьем
  безмолвное, безответственное стадо; уйди! Ты им 
  открываешь пути, по которым им слишком 
  трудно будет идти... Уйди от нас! - говорили вожди
  еврейского народа перед лицом Пилата - а раз Ты 
  Сам не уходишь, пусть сила земная, грубая 
  сила нас от Тебя избавит... И к Пилату обращались
  со словами: Распни, распни Его, - чтобы не 
  звучала больше на наших улицах эта 
  страшная проповедь о безусловной, крестной любви, это
  безумие о кротости и смирении, самоотречении, 
  любви, отдающей все; потому что ничего нет 
  более ценного, нежели человек... 
  И 
  через всю историю звучит этот крик: Уйди! Ты стоишь на нашем пути к
  благополучию, к беспечности, к забвению... Это 
  говорит через всю историю человеческий 
  род. А мы? Неужели мы единственные, с небольшой
  горсточкой учеников, этого страшного слова, прямо 
  или косвенно, никогда не говорим и никогда 
  не сказали? Вспомним притчу Христову об 
  овцах и козлищах: разве не приходил к нам человек в нужде, и разве мы
  не говорили ему "Уйди!"? Человеку нечего было 
  надеть, но мы ему отвечали: Поношенного у 
  меня ничего не осталось, а нового, хорошего, я
  тебе, конечно, отдать не могу - уйди!.. Не 
  подходил ли к нам нищий на дороге, и не 
  отвечали ли мы ему, держа в сумке купленную еду: Я
  истратился, не могу тебе дать ничего... Из сумки 
  мы ничего не вынули, из кошелька ничего не 
  дали; сказали: Уйди... Или просто, что, может
  быть, еще страшнее, нарочно его не увидели, 
  прошли мимо, скользнули взором, так что он 
  знал, что мы его видели, но что он для нас не
  существует; из бытия прогнали его в небытие... 
  Бывает, что и вор, и преступник постучится 
  в нашу дверь: я прямо из тюрьмы, мне нужно 
  немножко денег, мне надо одеться, чтобы найти работу... И сколько раз
  такой человек слышал от мнимого верующего: С 
  такими, как ты, я не общаюсь, - уйди!.. 
  Сколько раз бывало, что надо было в больнице
  посетить больного - но нет! - там можно 
  заразиться, туда лучше не идти! Пусть он 
  идет своим путем - а с моей дороги уйдет!.. 
  
  Так было когда-то, когда в декабрьскую ночь пожилой мужчина, который
  вез с собой молодую беременную Мать, стучался во 
  все двери вифлеемские; ни одна дверь не 
  открылась: у нас тихо, у нас тепло, мы 
  собрались семьей - чужой нам не нужен; ищи другого пристанища, уйди в
  ту пещеру, в загон, где бедняки держат своего 
  вола, осла: от нас уйди!.. 
  
  Сколько раз бывало в жизни каждого - в моей и вашей, - что человек с
  горем приходил, когда у нас на душе была весна, и 
  ему говорилось: Уйди, не отравляй нашу 
  радость! В нашем доме брак, в нашем доме 
  именины, в нашем доме ликование - не омрачай этой радости: так мало ее
  бывает!.. А бывает, что человек придет в дом 
  горя, и ему скажут: Уйди! У нас темно, и у 
  нас горя вдоволь - не прибавляй, чаша полна, через
  край переливается - уходи от нас!.. 
  И 
  так можно было бы образов, примеров дать без конца, не из чужой
  жизни - из своей, из моей, из вашей... И так 
  поступили со Христом; а Спаситель не 
  сказал ли нам: Что вы сделали одному из малых сих, вы
  сделали Мне?.. Значит, мы Ему говорили: Уйди! Ты 
  нас лишаешь того, что нам дороже Твоего 
  присутствия и тех, кого Ты так возлюбил, что Ты за
  них отдал Свою жизнь, Свою страшную Гефсиманскую 
  ночь, Свое телесное распятие, 
  оставленность Богом на кресте; все это мне нипочем: Ты их
  так любишь - не я... 
  Мы 
  не говорили: "Распни, распни Его", но разве, когда человек умирает
  от голода, когда человек истосковался в 
  одиночестве, когда он брошен, когда ему 
  места нет среди людей, как Христу не оказалось места даже
  умереть в граде Иерусалиме, - разве это не 
  прикованность ко кресту, не распятость, не 
  смерть оставленности, медленная, порой горькая смерть,
  когда раньше тела умрет вера в человека и вера в 
  Бога, умрет и погаснет надежда, потускнеет 
  и умрет любовь... 
  
  Вот о чем говорит эта такая привычная нам притча; весь этот рассказ
  ведет к тому, что сказано было Христу в момент, 
  когда Он явил Свое сострадание, и 
  милосердие, и любовь, и Божественную силу: Уйди, Ты у
  нас отнимаешь земное, а небесного нам не нужно... 
  Вспомним слово Спасителя и опомнимся: 
  Ищите прежде Царствия Божия - и все приложится;
  и именно приложится: не отнимется, но найдет свое 
  место там, где небо на земле, и будет 
  тогда полнота. Аминь.  |