Митрополит Антоний Сурожский 
ЖЕНЩИНА-ХАНАНЕЯНКА 
(Мф. 15, 21–28) 
           
         
       
     
   
 
 
  
  
    
      | 
  
  
  
  
   
  Как нам привычен и как близок рассказ о женщине-хананеянке, которую 
  Христос услышал, когда она настойчиво просила об 
  исцелении своего ребенка; и как многому мы 
  можем научиться из него!
  
  Эта женщина пришла в душевной муке, с истерзанным сердцем, потому что 
  дочь ее была больна: и она молила об исцелении, о 
  милосердии Божием. И Христос как будто ее 
  не слышит. И когда она еще настойчивее просит о
  помощи, снова и снова, Он говорит: Я пришел для 
  того, чтобы принести милость и исцеление 
  детям Израильским... И женщина посмотрела на Него,
  и не было суровости в Его лице, не было 
  бессердечного безразличия; увидела она, 
  вероятно, улыбку, улыбку бесконечно ласковой любви,
  которая сказала ей: Проси! Стой на своем! 
  Продолжай – потому что ты права... И она 
  просила снова: Да, за столом едят хозяева, но
  собачки-то питаются их крошками!.. И этот 
  разговор – такой теплый, такой человечный, 
  являет нам еще раз по-новому человечность Божию, Его
  подлинную человечность, Его способность всегда 
  услышать, всегда отозваться сердцем, 
  всегда обернуться к нам с улыбкой, говоря: Ты
  действительно просишь со всем убеждением, – ты 
  уверен?.. И когда мы скажем: Да, Господи, 
  уверен! Из всей глубины моей нужды, из всей
  глубины убеждения я обращаюсь к Тебе, ни к кому 
  другому, но к Тебе, Господи и Боже, – то 
  Христос отвечает.
  Но 
  Он не только отзывается на ее мольбу; Он исполняет больше, чем ее 
  мольбу; Он учит Своих учеников, а за ними и всех 
  нас, чему-то такому важному. Из столетия в 
  столетие мы слышали этот рассказ, и если 
  подумать о себе, и подумать в тех категориях, в которых столько
  писателей древности говорили о человеке, его 
  душе, о человеке в целом, – не можем ли мы 
  научиться чему-то очень конкретному и практическому?
  Мы обращаемся к Богу с нуждой, мы обращаемся к 
  Богу о помощи, о том, чтобы бремя было 
  снято с наших плеч – да. Но не случается ли, что
  после короткого времени мы отступаемся, пожимаем 
  плечами и говорим: К чему обращаться к 
  Богу? К чему молиться? Он безучастен, Он не
  отзывается; ответа нет, никакого отзвука нет; я 
  кричу в пустое небо – где Он? стоит ли 
  молиться вообще?.. И тут хананеянка скажет нам: Да,
  стоит молиться, потому что Он не испытывает тебя 
  по жестокости, Он только спрашивает тебя 
  Своим молчанием: Ты действительно уверен? Ты
  действительно хочешь исцеления? Ты действительно 
  пришел ко Мне? Пришел ли ты ко Мне, как к 
  последней надежде? Готов ли ты принять то, что
  просишь – смиренно, не как должное, не по праву, 
  а просто как дар милосердия, милости, 
  ласковой Божией заботы?..
  
  Сейчас мы подходим к подготовительным неделям Великого Поста; обычно в 
  это воскресенье читается Евангелие о Вартимее. 
  Марк и Лука передают нам этот рассказ об 
  увечном человеке, который все испробовал, чтобы
  исцелиться – и собственное разумение, и мудрость 
  других людей, их способности, – и все зря; 
  и вдруг оказалось, что Христос идет мимо. 
  Христос шел не к нему: Он просто проходил по дороге, где слепой сидел
  и просил милостыню, потому что это все, что ему 
  оставалось; он не ожидал больше ни 
  исцеления, ни чего бы то ни было – только бы
  перебиться, прокормиться. И вдруг вспыхнула в нем 
  надежда: кто-то идет мимо, и толпа звучит 
  как-то необычно; это не караван, это не просто
  прохожие; толпа собранная, в толпе какая-то 
  сосредоточенность, что-то необычное в 
  толпе. И слепой, встрепенувшись, спросил – кто идет? И
  когда услышал, Кто – он стал кричать о помощи. И 
  Христос дал ему помощь: Он вернул ему 
  зрение, Он исцелил его слепоту.
  И 
  вглядываясь в два этих рассказа, разве мы не можем научиться чему-то 
  очень важному? Душа наша больна, жизнь увядает – 
  я говорю о вечной жизни, даже не о жизни 
  нашего тела; что-то умирает в нас, и мы должны
  научиться у хананеянки и у Вартимея кричать из 
  глубины, из глубин отчаяния, из глубин 
  разуверившегося сердца, из глубин безысходного
  горя, из глубин греха – из глубин всего, что 
  разрушает нас, кричать, кричать с плачем, 
  и говорить: Я верю Тебе, Господи, я доверяю Твоему
  молчанию, как я поверил бы Твоему слову... И 
  тогда, если только мы положимся на такое 
  доверие, мы услышим Господа говорящего: Прозри! Иди
  домой, не бойся больше, а “дом” – это самые недра 
  твоего существа, то место, где ты жив, 
  потому что ребенок твой жив, душа твоя жива, жизнь
  вернулась!
  
  Вступим же в эти недели подготовки к Посту с этим дивным 
  воодушевлением от Самого Господа, с этой 
  надеждой, поистине – с этой уверенностью, 
  которую Он нам дает; начнем этот путь, и будем готовы,
  когда придет Пост, прийти от слепоты к зрению. 
  Аминь. | 
     
   
 
 
 |