Митрополит Антоний Сурожский 
СЛЕПОЙ ВАРТИМЕЙ 
(Лк. 18: 35-43) 
                
          
        
      
    
  
 
  
  
    
      | 
  
  
  
  
   
  Слепой человек, который сидел у врат Иерихонских, знал, что он слеп. 
  Мы тоже слепы - и мы не знаем этого. Он знал, что 
  слеп, потому что все вокруг него могли 
  свидетельствовать, что они видят, а он не видит,
  могли ему описать, что они видят, и он мог 
  понять, чего он лишен.
  Мы 
  слепы, и если сравнивать нас со святыми - такими же, как мы, 
  людьми, но которые просветлели душой, прозрели 
  сердцем, умом, - то ясно делается, как 
  многого мы не видим. Но первая наша беда в том, что
  так редки среди нас люди со зрением, а еще 
  страшнее то, что мы верим, будто состояние 
  большинства - нормальное состояние, а если кто -
  редкий! - видит, слышит, чует, понимает, 
  переживает необычайное, то он - вне нормы, 
  он не обязательно является меркой для нас и судом над
  нашей слепотой, нечуткостью, мертвостью. В те 
  времена в тех местах, где были явлены 
  святые, с ними поступали, в общем, так же, как люди
  поступили со Христом: слушали недоверчиво, 
  воспринимали слова насмешливо, к советам 
  их не прислушивались, пути их не следовали.
  Порой дивились тому, что им дано, но считали это 
  настолько необычайным, настолько 
  неестественным, что к этому и стремиться нет
  смысла. Так и теперь мы слепы, мы не видим, не 
  чуем. И надо себе поставить вопрос: чего 
  же мы не видим, к чему мы слепы? Тогда, может
  быть, нам и придет на мысль прислушаться и 
  попробовать понять.
  
  Слепы мы к тому, что Бог посреди нас; в храме, вне храма  –
  везде 
  присутствует Господь; а мы живем, словно Его нет. Он рядом с нами, мы
  Им дышим, движемся, есмы - и не отдаем себе в 
  этом отчета, приписываем себе жизнь, силу, 
  ум, переживания, дарования, успех; однако проходим
  мимо Того, Кто есть источник всего. Мы слепы в 
  этом отношении: среди нас Господь - а мы 
  можем думать пустые думы, переживать бессмысленные
  переживания, вести между собой тленные и 
  растлевающие беседы. А Он стоит безмолвно, 
  как нищий стоит у двери: не взглянет ли кто на Него,
  не обратит ли кто внимание, не учует ли кто Его 
  присутствия, не переменит ли Его 
  присутствие чего-либо в сердцах, в мыслях, в словах
  людей?..
  И 
  мы не видим; и нас так много, невидящих, что нам это и не странно: 
  все слепы - значит, это норма! Как это страшно! А 
  когда мы посмотрим вокруг себя, то мы 
  такие же слепые. Каждый человек - образ Божий,
  икона, подобие; а мы ничего подобного не видим в 
  нем. Пусть, конечно, эта икона изуродована 
  - но разве мы к иконе, изуродованной 
  человеческой грубостью, так относимся, как относимся к человеку? Если
  мы найдем икону растоптанную, оскверненную - с 
  каким благоговением, с какой болью 
  сердечной мы ее поднимем, прижмем к сердцу, унесем к себе,
  вычистим, поставим, как мученицу, на святое место 
  и будем рассматривать то, что ее 
  изуродовало, как раны, и благоговеть перед 
  этим, потому что в этом мы увидим образ того, что случилось с Богом,
  когда Он стал Человеком: как Его люди били, как 
  топтали, как оплевывали, как смеялись над 
  Ним - это мы можем увидеть в иконе, 
  написанной красками и пострадавшей. 
  
  А 
  когда перед нами нерукотворный образ - человек, мы видим в нем  –
  не знаю что, 
  только не образ Божий, и относимся к нему, конечно, не так,
  как отнеслись бы к иконе, о которой я сейчас 
  сказал... Разве нам разрывает сердце 
  уродство человека - что он зол, что он завистлив и т.д.? Нет! Нам не больно от 
  этого, нам противно! И другому так же 
  противно смотреть на нас, потому что мы такие же, как те, кого мы
  осуждаем... И вот слепой в потемках бьет слепого, 
  и никто из них не признает, что сам слеп и 
  что это - ужас...
  И 
  еще: все в руке Господней; пути Божии неисповедимы: они бывают 
  страшны; они бывают так светозарны, что слепит 
  очи; они бывают так скромны, неприметны, 
  что нужно все наше внимание, чтобы уловить 
  действие Божие. И вся наша жизнь, жизнь каждого отдельного человека,
  каждого из нас - в руке Господней. И все, без 
  исключения, что в ней происходит, имеет 
  смысл, если бы мы только прозрели и поставили
  вопрос: Куда ведет Господь? Что это значит? - а 
  не кричали: Мне неудобно! Мне больно! Меня 
  это раздражает! Не хочу этого! Отойди 
  прочь, Господи, с Твоими блаженствами, которые говорят о голоде, и о
  плаче, и о гонении, и об одиночестве... Не хочу 
  того!..
  И 
  мы слепы: слепы в своей жизни, слепы в сложной, богатой жизни 
  других, кто с нами связан; слепы в понимании 
  путей Божиих в истории, слепы по отношению 
  к отдельным лицам и к целым группам людей -
  верующим, неверующим, своим, чужим; к своим так 
  же слепы, как к чужим... Разве это не 
  ясно, если только подумать?
  А 
  мы сидим в пыли у врат Иерихонских и воображаем, что зрячи. Проходит 
  Христос, и мы голоса не возвысим, не крикнем о 
  помощи; нет нужды, чтобы нам говорили: 
  “Молчи, не тревожь Учителя”... Что мне от Него
  нужно? Я все знаю... Что Он может мне дать? Я 
  зрячий, я живой... Неправда! - и слеп, и 
  мертв! И только от Него может быть прозрение, и
  только от Него может быть жизнь. Но вот, мы не 
  видим этого и не просим - а Он проходит; 
  больше того: останавливается, стучит в дверь ума,
  сердца, жизни всеми событиями, всеми людьми, 
  всеми переживаниями, всем без исключения, 
  чем полна моя личная жизнь, и жизнь каждого вокруг, и
  всех, и всего мира и вселенной. А мы не слышим 
  даже стука, даже гласа Господня, и не 
  отворяем...
  
  Перечтем этот рассказ. Христос спрашивает: Что тебе от Меня нужно?.. 
  Мы бы ответили: Да ничего мне не нужно, Господи; 
  все у меня есть... Или, наоборот, чего 
  только мне ни нужно - богатства, славы, дружбы,
  тысячи вещей, только не Его и не Его Царства. И 
  поэтому и не слышим мы или слышим так 
  редко: “Прозри! Ты же веруешь, ты поверил! Ты –
  на грани 
  зрячести, так прозри же, это в твоих руках!” Не слышим мы этого
  слова не потому, что у нас какая-то теоретическая 
  вера бессильна, а потому что ничего нам не 
  нужно, мы “зрячи”. Как это страшно! 
  
  
  Подумаем все над этим пристально, пока еще можно прозреть и увидеть, 
  как богата славой жизнь, как близок Господь, как 
  сияет Он славой вечности, как бесконечно 
  Он смиренен, кроток, близок к нам, как лежит
  это сияние Господне на каждом лице, как на иконе, 
  бьет ключом жизни в каждом событии, в 
  каждом человеке, зовет нас: Разомкнись! Открой
  глаза, открой сердце, разомкнись! Пусть воля твоя 
  будет гибкой, свободной! Пусть тело твое 
  будет, как земля богатая перед посевом 
  Господним, и тогда жизнь будет!.. Рождается жизнь в человеке и вокруг
  него ширится, как свет, как тепло, как радость, 
  как вечность. Все нам дано, и как мало мы 
  это берем... Дай нам Господь мужество быть 
  правдивыми, и дай нам Господь радость - радость прозреть! Аминь. | 
     
   
 
 
 |